Примерное поурочное планирование

НазадВперед

Примерное поурочное планирование 11 класс

ТЕМЫ
Электродинамика (продолжение)

  1. Электромагнитная индукция
Колебания и волны
  1. Электромагнитные колебания
  2. Электромагнитные волны
Элементы теории относительности
Квантовая физика
  1. Световые кванты
  2. Aтом и атомное ядро
Обобщающие занятия.
Лабораторный практикум. Обобщающее повторение.

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (4 ч)

УРОК 57/1. Законы электродинамики и принцип относительности.
Основное содержание учебного материала. Сущность специальной теории относительности. Принцип относительности в механике и электродинамике. Измерение скорости света. Опыт Майкельсона. Решение задач типа: пассажирский поезд движется со скоростью 90 км/ч и обгоняет товарный состав длиной 1800 м, скорость которого 60 км/ч. Сколько времени пассажир, стоящий у окна, будет видеть товарный состав? (Решите эту же задачу при условии встречного движения.)
Демонстрации. Кинофрагмент «Принцип относительности Галилея».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 4.1.2. Упрощенная схема интерференционного опыта Майкельсона-Морли. – орбитальная скорость Земли.
  • Рисунок 4.1.3. Кажущееся противоречие постулатов СТО.
На дом. 53; повторить 8 «Относительность движения» («Физика-9»).

УРОК 58/2. Постулаты теории относительности. Релятивистский закон сложения скоростей.
Основное содержание учебного материала. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света в вакууме для всех инерциальных систем отсчета. Предельность скорости света в вакууме. Релятивистский закон сложения скоростей. Решение задач N 1077, 1078 – Рымкевич.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 4.2.1. Синхронизация часов в СТО.
  • Рисунок 4.2.2. Относительность промежутков времени. Моменты наступления событий в системе K' фиксируются по одним и тем же часам C, а в системе K – по двум синхронизованным пространственно-разнесенным часам C1 и C2. Система K' движется со скоростью v в положительном направлении оси x системы K.
  • Модель 4.1. Относительность промежутков времени.
  • Рисунок 4.3.1. Измерение длины движущегося стержня.
  • Модель 4.2. Относительность расстояний.
  • Рисунок 4.4.1. Относительность одновременности. Световой импульс достигает концов твердого стержня (a) одновременно в системе отсчета K' и (b) не одновременно в системе отсчета K.
На дом. 54-56, упр 7(1), вопросы к параграфам; задачи N 1075, 1076 – Рымкевич, повторить 38 «Движение тела под действием нескольких сил» («Физика-9»).

УРОК 59/3. Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика.
Основное содержание учебного материала. Зависимость массы тела от скорости его движения, экспериментальное подтверждение этой зависимости. Импульс тела. Основной закон релятивистской динамики. Решение задач типа N 1081 – Рымкевич; работа с дидактическим материалом [13], N1033Т1-1033Т6.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 4.5.1. Зависимость кинетической энергии от скорости для релятивистской (a) и классической (b) частиц. При v << c оба закона совпадают.
  • Компьютерная лабораторная работа. Относительность времени.
На дом. 57; задачи N 1083, 1084 – Рымкевич; повторить 40 «Сила и импульс» («Физика-9»).

УРОК 60/4. Связь между массой и энергией.
Основное содержание учебного материала. Связь между массой тела и энергией – важнейшее следствие теории относительности. Связь массы с энергией при малых скоростях движения. Формула Эйнштейна. Энергия покоя тела. Экспериментальные доказательства справедливости формулы Е = mс2 и существования энергии покоя. Решение задач типа N 1087, 1093 – Рымкевич.
Демонстрации. Видеофильм «Элементы теории относительности».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 4.5.1. Зависимость кинетической энергии от скорости для релятивистской (a) и классической (b) частиц. При v << c оба закона совпадают.
На дом. 58, краткие итоги главы 6; задачи N 3, 4 из упр.7.

Основные знания. Иметь представление о существовании предельной скорости передачи сигналов, о зависимости массы от скорости и взаимосвязи массы и энергии.

 

НазадВперёд
К содержанию