Примерное поурочное планирование

НазадВперед

Примерное поурочное планирование 11 класс

ТЕМЫ
Электродинамика (продолжение)

  1. Электромагнитная индукция
Колебания и волны
  1. Электромагнитные колебания
  2. Электромагнитные волны
Элементы теории относительности
Квантовая физика
  1. Световые кванты
  2. Aтом и атомное ядро
Обобщающие занятия.
Лабораторный практикум. Обобщающее повторение.

КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

ТЕМА 2. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ (30 ч), РАДИОВОЛНЫ (9 ч)

УРОК 26/1. Волновые явления. Электромагнитные волны.
Основное содержание учебного материала. Передача энергии в связанной системе. Образование волн. Поперечные и продольные волны. Конечность скорости распространения волн. Энергия волны. Длина волны. Связь между длиной волны, частотой и скоростью распространения. Электромагнитные волны. Образование электромагнитных волн. Излучение электромагнитных волн.
Демонстрации. Образование и распространение поперечных и продольных волн; [5], опыт 31. Кинофрагмент «Поперечные и продольные волны».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 2.6.1. Закон электромагнитной индукции в пространстве Максвелла.
  • Гипотеза Максвелла. Изменяющееся электрическое поле порождает магнитное поле.
  • Рисунок 2.6.3. Синусоидальная (гармоническая) электромагнитная волна. Векторы ,   и взаимно перпендикулярны.
На дом. 28, 29.

УРОК 27/2. Экспериментальное обнаружение и свойства электромагнитных волн.
Основное содержание учебного материала. Понятие об электромагнитной волне. Конечность скорости ее распространения, Поперечность электромагнитных волн. Понятие об их поляризации. Особенности распространения волн: отражение, преломление и поглощение волн на границе раздела двух сред. Понятие об интерференции и дифракции волн. Анализ опытов с генератором сантиметровых волн; решение на этой основе экспериментальных задач типа:

  • определите соотношение между углом падения и углом отражения волны;
  • предложите и проверьте способы определения плоскости поляризации электромагнитных волн, излучаемых генератором.

  • Открытый колебательный контур. Опыты Герца.
    Демонстрации. Основные свойства электромагнитных волн сантиметрового диапазона [З], опыт 60.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Рисунок 2.6.4. Элементарный диполь, совершающий гармонические колебания.
    • Рисунок 2.6.5. Излучение элементарного диполя.
    На дом. 30, вопросы после параграфа; 355; анализ и конспектирование отрывков из работ Д. Максвелла и Г. Герца [21], с. 90-96 (по выбору учителя).

    УРОК 28/3. Плотность потока электромагнитного излучения.
    Основное содержание учебного материала. Направление распространения и перенос энергии. Плотность потока электромагнитного излучения. Точечный источник излучения. Зависимость плотности потока от расстояния, частоты. Закрепление вопросов и понятий: ускорение заряда – условие излучения электромагнитных волн; открытый колебательный контур; вибратор Герца; связь энергии излучения с частотой колебаний; скорость электромагнитных волн. Решение задач типа:

  • как и почему изменится частота электромагнитных колебаний, если закрытый колебательный контур превратить в открытый? Изменится ли при этом энергия излучения?
  • между заряженными шарами в вибраторе Герца проскакивает искра (выполните рисунок аналогично рис. 68 учебника). Исходя из этого определите направление распространения электромагнитных волн.

  • Решение задач 997, 999 – Рымкевич.
    Демонстрации. Открытый колебательный контур [5], опыт 54. Излучение и прием электромагнитных волн; [5], опыт 55.
    На дом. 31, повторить 30; разбор отрывков из работ Г.Герца [21], с. 98-103 (по выбору учителя); вопросы к 31; задача 998 – Рымкевич.

    УРОК 29/4. Изобретение радио А.С.Поповым. Принцип радиосвязи.
    Основное содержание учебного материала. Устройство радиоприемника Попова. Принципы радиосвязи. Понятие о модуляции. Структурная схема радиовещательного тракта. Модуляция. Детектирование.
    Демонстрации. Кинофильм «Физические основы радиопередачи».
    На дом. 32, 33; отрывок из статьи А.С.Попова [21], с. 105-107; повторить «Полупроводниковый диод» («Физика-10»).

    УРОК 30/5. Модуляция и детектирование. Простейший радиоприемник.
    Основное содержание учебного материала. Амплитудная модуляция. Простейшая схема амплитудного модулятора. Детектирование. Схема и вольт-амперная характеристика простейшего детектора. Схема простейшего детекторного радиоприемника. Решение задач N 984, 985, 986, 987 – Рымкевич. и типа:

  • начертите графики изменения силы тока в цепи переменного колебательного контура и телефона, пользуясь рис. 80 учебника;
  • объясните будет ли работать приемник, если детектор подключить в обратном направлении.
  • Анализируя график (рис. 79 учебника), объясните, как были получены соответствующие колебания.

  • Демонстрации. Модулирование колебаний [5], опыт 56. Прием радиосигналов детекторным приемником [5], опыт 57. Устройство и действие простейшего радиоприемника.
    На дом. 34; задачи N 988, 990, 991 – Рымкевич.

    УРОК 31/6. Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Работа с дидактическим материалом [13], N 1015Т1-1015Т6; решение задач типа:

  • радиопередатчик излучает электромагнитные волны длиной 500 м. Определите электроемкость конденсатора, включенного в его колебательный контур, если индуктивность последнего 1,5 мГн;
  • электроемкость конденсатора в колебательном контуре радиоприемника плавно меняется от 5 до 25 пФ, а индуктивность от 20 до 100 мГн. В каком диапазоне длин волн может работать радиоприемник?
  • сколько радиостанций может работать без помех в диапазоне длин волн 200-600 м, если каждой станции отводят полосу частот 4 кГц?

  • На дом. Задачи N 1 из упр. 4; N 984, 989 – Рымкевич.

    УРОК 32/7. Распространение радиоволн. Радиолокация.
    Основное содержание учебного материала. Условия распространения радиоволн. Длинные, средние и короткие радиоволны. Понятие о радиолокации. Принцип работы радиолокатора. Использование радиолокации в военном деле, для навигации и локации планет. Решение задач типа N 992, 993 – Рымкевич, а также типа:

  • на каком расстоянии от радиолокатора находится самолет, если отраженный от него сигнал принят через 2·10-4 после посылки этого сигнала?
  • чем объясняется лучшая слышимость радиостанций зимой?
  • определите дальность действия радиолокатора, излучающего 500 импульсов в секунду.

  • Демонстрации. Фрагменты из кинофильмов «Радиолокация», «Распространение радиоволн».
    На дом. 36, 37; повторить 35; задачи N 995, 996, 1001 – Рымкевич.

    УРОК 33/8. Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Самостоятельная работа – выполнение заданий из [10], с. 92-103 (по выбору учителя). Решение задач типа:

  • сравните энергии электромагнитных волн, излучаемых вибратором в единицу времени, при одинаковой амплитуде колебаний электрического тока в вибраторе, если частоты колебаний n1 = 20 МГц и n2 = 1 МГц;
  • появится ли индукционный ток в проволочном витке при его поступательном движении в магнитном поле (рис. 5)? Возникает ли в витке вихревое электрическое поле?

  • На дом. Задачи N 1000, 1002, 1003 – Рымкевич.

    УРОК 33'/8'. Телевидение. Развитие средств связи (изучаются в ознакомительном плане).
    Основное содержание учебного материала. Принцип получения телевизионного изображения. Использование диапазона УКВ для телевизионной трансляции. Основные направления развития средств связи. Краткие сообщения учащихся. Обсуждение вопросов типа 2 и 3 из упр. 4. Итоги главы 4.
    Демонстрации. Кинофильм «Телевидение».
    На дом. 38, 39; задача N 1003 – Рымкевич. Итоги гл. 4, с. 90 учебника.

    УРОК 34/9. Обобщающий урок «Основные характеристики, свойства и использование электромагнитных волн».
    Основное содержание учебного материала. Основные характеристики электромагнитных волн. Связь скорости и длины волны с частотой колебаний. Излучение электромагнитных волн. Плотность потока излучения. Радиотелефонная связь. Модуляция. Кратковременная письменная работа.

    УРОК 35/1. Развитие взглядов на природу света. Скорость света.
    Основное содержание учебного материала. Электромагнитная природа света. Корпускулярная и волновая теории. Диапазон частот оптического излучения. Конечность скорости света. Методы ее определения, численное значение. Понятие о световом пучке. Световой луч. Закон прямолинейного распространения света. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения. Разбор задач N 1 (с. 104-105 учебника) и 1005, 1007 – Рымкевич.
    Демонстрации. Прямолинейное распространение света; [5], опыт 73. Получение тени и полутени [5], опыт 61. Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 3.6.2. Шкала электромагнитных волн. Границы между различными диапазонами условны.
    На дом. Введение, с. 91-93 учебника, 40; задачи N 3, 4 из упр. 5.

    УРОК 36/2. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.
    Основное содержание учебного материала. Повторение закона отражения света («Физика-8»). Отражение света на границе раздела двух сред. Понятие о вторичных волнах. Принцип Гюйгенса. Использование его для объяснения отражения световых волн. Закон отражения света. Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале. Мнимое и действительное изображения. Разбор задач N 2 (с. 105 учебника) и 6 из упр. 5. Работа с дидактическим материалом [13], N1019Т1-1019Т6, 1020Т1-1020Т6.
    Демонстрации. Отражение света [5], опыт 66, законы отражения; [5], опыт 68. Изображение в плоском зеркале; [5], опыт 69. Видеофильм «Принцип Гюйгенса».
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 3.6.1. Построения Гюйгенса для определения направления преломленной волны.
    • Рисунок 3.6.2. Шкала электромагнитных волн.
    На дом. 41; задачи N 5, 7 из упр. 5.

    УРОК 37/3. Закон преломления света.
    Основное содержание учебного материала. Преломление света. Использование принципа Гюйгенса для объяснения этого явления. Закон преломления света. Показатель преломления, его связь с физическими характеристиками вещества. Ход лучей в треугольной призме. Разбор задач N 3-5 (с. 105, 106 учебника) и типа N 1024, 1026 – Рымкевич.
    Демонстрации. Одновременное отражение и преломление света на границе раздела двух сред [5], опыт 67. Закон преломления света; [5], опыт 72.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Модель 3.1. Отражение и преломление света.
    • Рисунок 3.1.1. Законы отражения и преломления: γ = α n1 sin α = n2 sin β.
    • Рисунок 3.2.1. Ход лучей при отражении от плоского зеркала. Точка S' является мнимым изображением точки S.
    • Модель 3.2. Плоское зеркало.
    На дом. 42; вопросы к параграфу; задачи N 1035 – Рымкевич, N9-11 из упр. 5.

    УРОК 38/4. Лабораторная работа N 2 «Измерение показателя преломления стекла».
    Основное содержание учебного материала. Выполняется по учебнику, с. 237-239.
    На дом. Повторить 42; задачи N 1039, 1044 – Рымкевич.

    УРОК 39/5. Полное отражение.
    Основное содержание учебного материала. Явление полного отражения света. Предельный угол полного отражения. Использование явления полного отражения в волоконной оптике. Решение задач типа N 1042 – Рымкевич и N 12 из упр. 5.
    Демонстрации. Полное отражение света; модель световода; [З], опыт 73.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 3.1.2. Полное внутреннее отражение света на границе вода-воздух; S – точечный источник света.
    • Рисунок 3.1.3. Распространение света в волоконном световоде. При сильном изгибе волокна закон полного внутреннего отражения нарушается, и свет частично выходит из волокна через боковую поверхность.
    На дом. 43; задачи N 1043, 1045* – Рымкевич.

    УРОК 40/6. Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Работа с дидактическим материалом [13], N 1022Т1-1022Т6, 1023Т1-1023Т6; решение задач типа:

  • определите предельный угол полного отражения для перехода света изо льда в воздух (nл=1,31);
  • предельный угол полного отражения для алмаза 24°;
  • чему равна скорость распространения света в алмазе?
  • водолаз, находясь под водой, определил, что направление на Солнце составляет с вертикалью 45°. Каково истинное положение Солнца относительно вертикали, если nл=1,33?

  • Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Рисунок 3.2.2. Отражение параллельного пучка лучей от вогнутого сферического зеркала. Точки O – оптический центр, P – полюс, F – главный фокус зеркала; OP – главная оптическая ось, R – радиус кривизны зеркала. Рисунок 3.2.3. Отражение параллельного пучка лучей от выпуклого зеркала. F – мнимый фокус зеркала, O – оптический центр; OP – главная оптическая ось.
    • Рисунок 3.2.4. Построение изображения в вогнутом сферическом зеркале.
    • Модель 3.3. Сферическое зеркало.
    На дом. Задачи N 1013, 1027, 1034, 1036, 1039 – Рымкевич; N 13, 14 из упр. 5.

    УРОК 40'/6'. Линза. Построение изображений, даваемых линзами.
    Методическое указание. Этот и последующие уроки посвящены линзам, построению изображений с помощью линз, формуле линзы. Несмотря на то, что в соответствии с настоящей программой, этот материал не должен изучаться и частично перенесен для изучения в 8-й кл., мы считаем его крайне важным и рекомендуем учителям физики повторить его с учащимися. Основное содержание учебного материала. Виды линз. Оптический центр линзы и ее оптические оси. Фокусное расстояние линзы, ее оптическая сила. Построение действительных и мнимых изображений, получаемых с выпуклых и вогнутых линз. Увеличение линзы. Разбор задач типа:

  • постройте изображения источников S1 и S2 (рис. 6 [*], с. 63), которые дают собирающая (рис. 6,а) и рассеивающая (рис. 6,6) линзы;
  • постройте изображения предметов А и В, получаемые с помощью собирающей линзы (рис. 6,в);
  • на рис. 7 [*] вы видите ход луча 1 через линзу. Покажите ход луча 2.

  • Демонстрации. Ход лучей в двояковыпуклой и двояковогнутой линзах; [5], опыт 75. Получение изображения при помощи линз. Увеличение линзы; [5], опыт 76. Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Рисунок 3.3.1. Собирающие (a) и рассеивающие (b) линзы и их условные обозначения.
    • Модель 3.4. Тонкая линза.
    • Рисунок 3.3.2. Преломление параллельного пучка лучей в собирающей (a) и рассеивающей (b) линзах. Точки O1 и O2 – центры сферических поверхностей, O1O2 – главная оптическая ось, O – оптический центр, F – главный фокус, F' – побочный фокус, OF' – побочная оптическая ось, Ф – фокальная плоскость.
    • Рисунок 3.3.3. Построение изображения в собирающей линзе.
    • Рисунок 3.3.4. Построение изображения в рассеивающей линзе.
    На дом. Повт. 68,69; задачи N 1-4 из упр. 38; указание к упр. 38, «Физика-8».

    УРОК 40"/6". Проекционный аппарат. Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Устройство и действие проекционного аппарата. Работа с дидактическим материалом [13], N 1025Т1-1025Т6, 1027Т1-1027Т6; решение задач типа:

  • используя двояковыпуклую короткофокусную линзу и непрозрачный экран, определите экспериментально фокусное расстояние этой линзы. Рассчитайте ее оптическую силу;
  • имея в своем распоряжении двояковыпуклую линзу, лампочку, источник тока, соединительные провода, непрозрачный экран, определите экспериментально, как изменится изображение светящейся лампочки на экране, если половину линзы, дающей это изображение, закрыть. Объясните наблюдаемое явление;
  • где и как надо поместить диапозитив по отношению к линзе проекционного аппарата, чтобы получить его действительное, прямое, увеличенное изображение? Ответ поясните с помощью чертежа.

  • Демонстрации. Устройство и действие проекционного аппарата.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Модель 3.5. Система из двух линз.
    • Рисунок 3.3.6. Проекционный аппарат.
    На дом. Задачи N1111, 1112, 1116 – Рымкевич, повторить 45, 46 («Человек. Анатомия. физиология. Гигиена». - М.: Просвещение, 1986).

    УРОК 40'"/6'". Фотоаппарат. Глаз. Очки.
    Основное содержание учебного материала. Устройство и действие фотоаппарата. Диафрагмирование и глубина резкости изображения. Глаз как оптическая система. Аккомодация глаза. Расстояние наилучшего зрения. Близорукость и дальнозоркость. Очки. Разбор задач N 1139, 1142, 1145 – Рымкевич.
    Демонстрации. Устройство и действие фотоаппарата [5], опыт 77. Модель глаза [5], опыт 79.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Модель 3.. Система из двух линз.
    • Рисунок 3.3.5. Фотоаппарат.
    • Рисунок 3.4.1. Глаз человека.
    • Рисунок 3.4.2. Изображение удаленного предмета в глазе. (a) нормальный глаз, (b) близорукий глаз, (с) дальнозоркий глаз.
    • Модель 3.6. Глаз как оптический инструмент.
    • Рисунок 3.4.3. Подбор очков для чтения для дальнозоркого (a) и близорукого (b) глаза. Предмет A располагается на расстоянии d = d0 = 25 см наилучшего зрения нормального глаза. Мнимое изображение A' располагается на расстоянии f, равном расстоянию наилучшего зрения данного глаза.
    На дом. Повторить 72, 73 («Физика-8»).

    УРОК 40""/6"". Формула линзы. Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Оптическая сила. Фокусное расстояние. Вывод формулы тонкой линзы. Решение задач (по усмотрению учителя).
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Компьютерная лабораторная работа. Зрительная труба Кеплера
    • .
    На дом. Повт. 70, 71; упр 38,39 на с. 154, 156 («Физика-8»).

    УРОК 41/7. Повторительно-обобщающий урок. Геометрическая оптика.
    Основное содержание учебного материала. Законы геометрической оптики: прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Построение изображений в плоском зеркале, тонкой линзе, оптических приборах. Самостоятельная работа – выполнение отдельных заданий из [10], с. 184-186.
    Методические указания. Задания выбираются по усмотрению учителя.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 3.5.1. Действие лупы. а) предмет рассматривается невооруженным глазом с расстояния наилучшего зрения d0 = 25 см; б) предмет рассматривается через лупу с фокусным расстоянием F.
    • Рисунок 3.5.2. Ход лучей в микроскопе
    • Модель 3.7. Микроскоп.
    • Модель 3.8. Зрительная труба Кеплера.
    • Рисунок 3.5.3. Телескопический ход лучей.

    УРОК 42/8. Дисперсия света.
    Основное содержание учебного материала. Скорость света в веществе. Зависимость показателя преломления вещества от частоты падающего света. Понятие дисперсии. Связь дисперсии с отражением и поглощением света телами. Окраска тел. Светофильтры. Дисперсия и спектральное разложение света. Разбор вопросов и задач типа N1046-1050 – Рымкевич.
    Демонстрации. Получение сплошного спектра на экране [5], опыт 81.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 3.10.1. Разложение излучения в спектр при помощи призмы.
    На дом. 44, вопросы после параграфа; задачи N 1051, 1052, 1053 – Рымкевич.

    УРОК 43/9. Интерференция механических волн и света.
    Основное содержание учебного материала. Сложение волн. Интерференция. Условие минимумов и максимумов. Когерентные волны. Распределение энергии при интерференции. Условие когерентности световых волн. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Анализ задач типа N 1060 – Рымкевич, а также типа:

  • чем объясняется радужная окраска тонких нефтяных пленок?
  • почему толстый слой нефти не имеет радужной окраски?
  • можно ли наблюдать интерференцию света от двух поверхностей оконного стекла?
  • Демонстрации. Интерференция света в тонких пленках; [5], опыт 85. Видеофильм «Интерференция волн»
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Модель 3.9. Кольца Ньютона.
    • Рисунок 3.7.1. Наблюдение колец Ньютона. Интерференция возникает при сложении волн, отразившихся от двух сторон воздушной прослойки. «Лучи» 1 и 2 – направления распространения волн; h – толщина воздушного зазора.
    • Рисунок 3.7.2. Кольца Ньютона в красном и зеленом свете.
    • Рисунок 3.7.3. Схема интерференционного опыта Юнга.
    • Модель 3.10. Интерференционный опыт Юнга.
    • Рисунок 3.7.4. Распределение интенсивности в интерференционной картине. Целое число m – порядок интерференционного максимума.
    На дом. 45, 46; вопросы после параграфа; задачи N 1056, 1059 – Рымкевич.

    УРОК 44/10. Некоторые применения интерференции.
    Основное содержание учебного материала. Проверка качества обработки поверхностей. Просветление оптики. Решение задач N 1054, 1055, 1060, 1061 – Рымкевич.
    Демонстрации. Фрагмент «Интерференция света» из кинофильма «Волновые свойства света».
    На дом. 47; задачи N 1057, 1060 – Рымкевич.

    УРОК 45/11, 46/12. Дифракция механических волн и света.
    Основное содержание учебного материала. Способность волн огибать препятствия. Явление дифракции механических волн на поверхности воды. Дифракция света. Использование принципа Гюйгенса-Френеля для объяснения этого явления. Опыт Юнга по наблюдению дифракции света. Дифракция света от тонкой нити и узкой щели. Границы применимости геометрической оптики. Разрешающая способность оптических приборов. Разбор вопросов типа:

  • при каких условиях наблюдается дифракция света?
  • как объяснить возникновение светлого пятна за малым круглым экраном?
  • почему частицы размером 0,3 мкм не различимы при рассматривании с помощью микроскопа?

  • Разбор задачи N 1, с. 130 учебника.
    Демонстрации. Опыты по дифракции волн с волновой ванной [5], опыт 32. Дифракция света на тонкой нити; [5], опыт 86, и узкой щели [5], опыт 87.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Модель 3.. Дифракция света.
    • Рисунок 3.8.1. Принцип Гюйгенса-Френеля. ΔS1 и ΔS2 – элементы волнового фронта, и – нормали.
    • Рисунок 3.8.2. Дифракция плоской волны на экране с круглым отверстием.
    • Рисунок 3.8.3. Границы зон Френеля в плоскости отверстия.
    • Модель 3.12. Зоны Френеля.
    • Рисунок 3.8.4. Зоны Френеля на сферическом фронте волны.
    На дом. 48, 49; задача N 1 из упр. 6, с. 131 учебника. Экспериментальные задачи типа:
  • посмотрите на поверхность грампластинки под небольшим углом зрения. Объясните причину образования радужной картины;
  • через чистый льняной носовой платок посмотрите на яркий источник света. Объясните наблюдаемое явление;
  • считая диаметр зрачка человеческого глаза равным 0,5 см, определите экспериментально угловое разрешение глаза, ограничиваемое дифракцией на зрачке. Рассчитайте эту величину, приняв длину волны равной 0,55 мкм. Сравните результаты.
  • УРОК 47/13. Дифракционная решетка.
    Основное содержание учебного материала. Устройство дифракционной решетки. Условия образования максимумов дифракционного спектра. Разложение света в спектр при помощи дифракционной решетки. Решение задач типа N 1063, 1064, 1065 – Рымкевич, разбор задачи N 2 на с. 130 учебника и вопросов типа:

  • зависит ли положение главных максимумов дифракционного спектра от числа щелей решетки?
  • почему дифракционные спектры всех порядков начинаются с фиолетовой полосы, а заканчиваются красной?

  • Демонстрации. Получение спектра с помощью дифракционной решетки; [5], опыт 88. Фрагмент «Дифракция света» из кинофильма «Волновые свойства света».
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Рисунок 3.10.1. Разложение излучения в спектр при помощи призмы.
    • Рисунок 3.10.2. Дифракционная решетка
    • Рисунок 3.10.3. Дифракция света на решетке.
    • Модель 3.14. Дифракционная решетка.
    • Рисунок 3.10.4. Сложение колебаний в максимуме и минимуме интерференционной картины: a) интерференция двух волн, b) интерференция N волн (N = 8).
    • Рисунок 3.10.5. Распределение интенсивности при дифракции монохроматического света на решетках с различным числом щелей. I0 – интенсивность колебаний при дифракции света на одной щели.
    • Рисунок 3.10.6. Разложение белого света в спектр с помощью дифракционной решетки.
    На дом. 50, упр. 6 (4); задачи N 1066, 1067 – Рымкевич.

    УРОК 48/14. Лабораторная работа N4 «Наблюдение интерференции и дифракции света».
    Основное содержание учебного материала. Выполняется по учебнику, с. 239-241.
    На дом. Задачи N 1062, 1069, 1070 – Рымкевич.

    УРОК 49/15. Определение длины световой волны. Решение задач. Лабораторная работа N 3 «Измерение длины световой волны».
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Компьютерная лабораторная работа. Дифракционная решетка.
    Основное содержание учебного материала. Экспериментальное определение длины световой волны дифракционным методом. Решение задач типа:
  • между двумя стеклянными пластинами вложен листок фольги (рис. 8, см. [*], с. 63), вследствие чего в отраженном свете натриевого пламени на поверхности верхней пластины видны интерференционные полосы. Расстояние между соседними светлыми полосами 3 мм, толщина фольги 0,02 мм, длина пластины 20 см. Найдите длину волны света натриевого пламени;
  • при помощи дифракционной решетки с периодом 0,02 мм на экране, находящемся на расстоянии 1,8 м от нее, получена дифракционная картина, у которой первый максимум удален от центрального на 3,6 см. Определите длину световой волны.

  • На дом. Задачи N 1067, 1070 – Рымкевич и N 4 из упр. 10.

    УРОК 50/16. Поляризация света. Поперечность световых волн.
    Основное содержание учебного материала. Явление поляризации света. Понятия естественного и поляризованного света. Поперечность световых волн. Поляроиды. Решение задач, подготовка к контрольной или самостоятельной работе (по выбору учителя).
    Демонстрации. Поляризация света поляроидами; [5], опыт 91. Применение поляроидов при изучении механических напряжений в деталях конструкции; [5], опыт 96. Кинофильм «Поляризация света».
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Модель 3.15. Поляризация света.
    • Рисунок 3.11.1. Прохождение света через кристалл исландского шпата (двойное лучепреломление). Если кристалл поворачивать относительно направления первоначального луча, что поворачиваются оба луча, прошедшие через кристалл.
    • Рисунок 3.11.2. Иллюстрация к закону Малюса.
    • Рисунок 3.11.3. Поперечная волна в резиновом жгуте. Частицы колеблются вдоль оси y. Поворот щели S вызовет затухание волны.
    • Рисунок 3.11.4. Сложение двух взаимно-перпендикулярно поляризованных волн и образование эллиптически поляризованной волны.
    • Рисунок 3.11.5. Электрическое поле в эллиптически поляризованной волне.
    • Рисунок 3.11.6. Разложение вектора по осям.
    • Модель 3.16. Законы Малюса.
    • Рисунок 3.11.7. Прохождение естественного света через два идеальных поляроида. yy' - разрешенные направления поляроидов.
    На дом. 51, 52; задачи N 1071, 1072 – Рымкевич. Краткие итоги главы 5, с. 131, 132.

    УРОК 50'/16'. Контрольная работа N 2 «Электромагнитные волны».

    УРОК 50/17. Виды излучений. Источники света. Повторение темы «Световые волны».
    Основное содержание учебного материала. Источники света. Диапазон длин волн видимого света. Тепловое излучение. Электролюминесценция. Катодолюминесценция. Хемилюминесценция. Фотолюминесценция. Контрольная или самостоятельная работа. Примерное содержание приведено в [13], N1031Т1-1031Т6.
    На дом. 59.

    УРОК 51/18. Спектры и спектральный анализ.
    Основное содержание учебного материала. Распределение энергии в спектре. Спектральная плотность интенсивности излучения. Спектральные аппараты. Устройство призменного спектрографа. Спектроскоп. Виды спектров (непрерывный, линейчатый, полосатый). Спектр поглощения. Спектральный анализ и его применение.
    Методическое указание. При подготовке и проведении урока необходимо использовать учебный материал из курса астрономии. (См. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия-11. М.: Просвещение, 1991. Гл. IV. Методы астрофизических исследований, с. 50-57; таблицы по курсу астрономии и другую литературу).
    Демонстрации. [5], опыт 81, 100. Спектроскоп (таблица).
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 3.10.1. Разложение излучения в спектр при помощи призмы.
    • Рисунок 3.6.2. Шкала электромагнитных волн.
    На дом. 60-62, вопросы после параграфов.

    УРОК 52/19. Лабораторная работа N 5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».
    Основное содержание учебного материала. Устройство и принцип действия призменного спектрографа. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров. Работа выполняется по описанию в учебнике, с. 241, 242. Методическое указание. Работу можно проводить и позже, после изучения квантовых постулатов Бора.

    УРОК 52'/19'. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.
    Методическое указание. Этот и три последующих урока можно объединить в один и провести в форме лекции.
    Основное содержание учебного материала. Излучение света нагретым телом. Невидимые излучения в спектре нагретого тела. Диапазон частот инфракрасного и ультрафиолетового излучения. Их источники, свойства и применения. Разбор вопросов:

  • одинаково ли поглощает оконное стекло инфракрасные, видимые и ультрафиолетовые лучи; почему вредно смотреть на электрическую дугу?

  • Демонстрации. Обнаружение инфракрасного излучения; [5], опыт 104. Выделение и поглощение инфракрасных лучей фильтрами; [5], опыт 105. Обнаружение и выделение ультрафиолетового излучения; [5], опыт 108. Кинофильм «Невидимые лучи».
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Рисунок 3.6.2. Шкала электромагнитных волн.
    На дом. 63.

    УРОК 52"/19". Рентгеновское излучение.
    Основное содержание учебного материала. Понятие рентгеновского излучения. Открытие рентгеновских лучей. Природа рентгеновского излучения и его получение. Свойства и применения рентгеновских лучей.
    Демонстрации. Устройство рентгеновской трубки (таблица). Кинофильм «Рентгеновы лучи». Видеофильм «Невидимые лучи».
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 3.6.2. Шкала электромагнитных волн.
    На дом. 64.

    УРОК 53/20. Шкала электромагнитных излучений.
    Основное содержание учебного материала. Виды электромагнитных излучений. Зависимость их физических свойств от диапазона частот (длин волн). Методы получения и регистрации электромагнитных излучений. Самостоятельное заполнение учащимися таблицы, содержащей следующие графы: вид излучения, диапазон частот, источники, свойства, применения.
    Демонстрации. Шкала электромагнитных излучений (по таблице или форзацу учебника).
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 3.6.2. Шкала электромагнитных волн.
    На дом. 65. Краткие итоги главы 7, с. 158-159.

    УРОК 54/21. Повторительно-обобщающий урок по темам «Световые волны», «Излучение и спектры».
    Методическое указание. На этом уроке можно провести контрольную работу.
    Основное содержание учебного материала. Скорость света в вакууме. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация света. Применение и использование волновых свойств света. Электромагнитная природа света. Виды излучений. Источники света. Спектры, виды спектров. Спектральный анализ. Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучения. Шкала электромагнитных волн. Самостоятельный анализ учащимися кратких итогов глав 5,7.
    На дом. Повторить краткие итоги глав 5, 7; задачи и вопросы по усмотрению учителя.

    УРОК 55/22. Резервное время.

    Основные знания и умения. Знать понятия, физические величины и их единицы (волна поперечная и продольная, электромагнитные волны и их свойства, модуляция и демодуляция, когерентность, интерференция (света), дифракция, скорость света (численную величину), виды спектров);
    законы и формулы (связь между скоростью, длиной и частотой волны, условия максимумов и минимумов интерференционной картины, принцип Гюйгенса, законы отражения и преломления света, зависимость скорости света от показателя преломления).
    Уметь объяснять механизм распространения волн в различных средах, различие между волной и гармоническим колебанием, условия излучения электромагнитных волн; принципы радиосвязи, радиолокации, работы простейшего радиоприемника; явления дисперсии, дифракции, интерференции, поляризации; измерять относительный показатель преломления, длину волны по дифракционному спектру; собирать простейшие оптические системы; решать задачи, применяя изученные законы и формулы.

     

    НазадВперёд
    К содержанию