Примерное поурочное планирование

НазадВперед

Примерное поурочное планирование 11 класс

ТЕМЫ
Электродинамика (продолжение)

  1. Электромагнитная индукция
Колебания и волны
  1. Электромагнитные колебания
  2. Электромагнитные волны
Элементы теории относительности
Квантовая физика
  1. Световые кванты
  2. Aтом и атомное ядро
Обобщающие занятия.
Лабораторный практикум. Обобщающее повторение.

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (продолжение)

ТЕМА 5. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ (8 ч)

УРОК 1/1. Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток.
Основное содержание учебного материала. История открытия электромагнитной индукции. Разбор вопросов: Как изменится магнитный поток при включении (выключении) тока в цепи; изменении силы тока реостатом? Как изменится магнитный поток, пронизывающий неподвижную катушку, соединенную с гальванометром, при введении в нее магнита? Сравните (на опыте) значения ЭДС индукции в этой катушке при быстром и медленном движениях магнита. Какова причина возникновения ЭДС индукции в опытах, показанных на рис. 1, 2 учебника (стр.5-6).
Демонстрации. Опыт 171 [4].
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.20.1. Магнитный поток через замкнутый контур. Направление нормали и выбранное положительное направление обхода контура связаны правилом правого буравчика.
На дом. 1, 2; задача 902 – Рымкевич.

УРОК 1'/1'. Лабораторная работа N 1. Изучение явления электромагнитной индукции.
Основное содержание учебного материала. См. с. 237 учебника.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Компьютерная лабораторная работа. Электромагнитная индукция

УРОК 2/2. Направление индукционного тока. Правило Ленца.
Основное содержание учебного материала. Явление электромагнитной индукции в сплошных проводниках. Применение и учет этого явления в технике. Решение задач типа 909-Р.
Демонстрации. Опыты 173, 174, 1, 2, 3 [4].
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.20.2. Иллюстрация правила Ленца. В этом примере  ,  а  εинд < 0. Индукционный ток Iинд течет навстречу выбранному положительному направлению обхода контура.
  • Модель 1.15. Электромагнитная индукция.
На дом. 3, упр. 1 (1-6), заполнить таблицу 1.

УРОК 3/3. Закон электромагнитной индукции.
Основное содержание учебного материала. Значение модуля ЭДС индукции. Закон электромагнитной индукции. Единицы магнитной индукции и магнитного потока. Решение задач типа 828-Р.
На дом. 4, упр. 1 (7, 8); задача N 912 – Рымкевич.

УРОК 4/4. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Решение задач типа N 1093, 1096, 1097, 1100 [3]. Самостоятельное решение задач 1094, 1095 [3] и 1196, 1198 [19].
На дом. Повторить 3, 4; задачи N 905, 908, 912 – Рымкевич.

УРОК 5/5. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.
Основное содержание учебного материала. Вихревое электрическое поле. Источник этого поля и его свойства: замкнутость линий напряженности, зависимость работы от формы траектории. Решение задачи N 1206 [19] и разбор вопросов:

  • в чем сходство и различие между:
      а) вихревым электрическим и магнитным полями;
      б) вихревым электрическим и электростатическим полями?
  • какую роль играет проводник в опытах по электромагнитной индукции?
  • разбор задачи 1 (с. 21 учебника).

  • Демонстрации. Опыт 174 2, 3 [4], рис. 5 учебника.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Рисунок 1.20.3. Возникновение ЭДС индукции в движущемся проводнике. Указана составляющая силы Лоренца, действующей на свободный электрон.
    • Модель 1.16. Опыты Фарадея.
    • Модель 1.17. Генератор переменного тока.
    На дом. 5, 6, 7 – для желающих – разбор вопросов к параграфам. Повторить: «Действие магнитного поля на движущийся заряд»; сила Лоренца («Физика-10»).

    УРОК 6/6. Самоиндукция. Индуктивность.
    Основное содержание учебного материала. Явление самоиндукции. Зависимость магнитного потока от силы тока в контуре. Индуктивность. Единица индуктивности. ЭДС самоиндукции. Учет и применение самоиндукции в технике. Решение задач типа 924-Рымкевич; 1246, 1253, 1254 [19]; 1114, 1117 [3]. Разбор вопросов:

  • как следует понимать, что индуктивность катушки равна 5 Гн;
  • индуктивность одной катушки больше, чем другой?

  • Демонстрации. Опыты 175, 177 [4], рис. 14, 15 учебника.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Рисунок 1.21.1. Магнитная энергия катушки. При размыкании ключа K лампа ярко вспыхивает.
    На дом. 8; задачи 925, 926 – Рымкевич; упр. 1 (9, 10).

    УРОК 7/7. Энергия магнитного поля.
    Основное содержание учебного материала. Аналогия между самоиндукцией и инерцией, формула энергии магнитного поля. Решение задач N 1121, 1123 [3]. Самостоятельная работа по текущему материалу.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 1.21.2. Вычисление энергии магнитного поля.
    На дом. 9; задачи N 928-930 – Рымкевич.

    УРОК 8/8. Электромагнитное поле. Обобщение материала по теме «Электромагнитная индукция».
    Основное содержание учебного материала. Основные положения электродинамики. Связь между переменным электрическим и магнитным полями. Электромагнитное поле. (При проведении урока следует использовать уже изученный материал в курсе «Физика-10» «Близкодействие»; «Электрическое поле».)

    Основные знания и умения.
    Знать понятия, физические величины и их единицы (магнитный поток, индуктивность); законы и формулы (правило Ленца, закон электромагнитной индукции, формулы для ЭДС самоиндукции, энергии магнитного поля).
    Уметь демонстрировать явление электромагнитной индукции различными способами; применять правило Ленца к определению направления индукционного тока; объяснять явление самоиндукции.

     

    НазадВперёд
    К содержанию