Примерное поурочное планирование

НазадВперед

Примерное поурочное планирование 10 класс

ТЕМЫ

    Молекулярная физика (40 ч)
  1. Основы молекулярно-кинетической теории (30 ч)
  2. Основы термодинамики (10 ч)

  3. Электродинамика (49 ч)
  4. Электрическое поле (16 ч)
  5. Законы постоянного тока (11 ч)
  6. Магнитное поле (10 ч)
  7. Электрический ток в различных средах (11 ч)
    Лабораторный физический практикум (10 ч)

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

ТЕМА 4. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ (11ч)

УРОК 78/1. Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов.
Основное содержание учебного материала. Отличие электропроводности твердых, жидких и газообразных тел. Полупроводники. Опыты Мандельштама и Папалекси, Стюарта и Толмена. Движение электронов в металлах. Качественное объяснение закона Ома. Решение задач типа [3], N 919, 920.
Демонстрации. Фрагменты «Доказательство наличия свободных электронов в металле» и «Скорость распространения тока» из кинофильма «Электрический ток».
На дом. 67, 68 вопросы после параграфов; повторить. 52; задачи N 849, 850, 851 – Рымкевич.

УРОК 79/2. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.
Основное содержание учебного материала. Различные удельные сопротивления веществ. Температурный коэффициент сопротивления. Зависимость сопротивления проводника от температуры (на качественном уровне). Термометры сопротивления. Сверхпроводимость. Решение задач N 1, 2, 3 из упр. 12.
Демонстрации. [4], опыт 126; диафильм «Электронная проводимость металлов».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.12.4. Зависимость удельного сопротивления ρ от абсолютной температуры T при низких температурах. (а) нормальный металл; (b) сверхпроводник.
  • Рисунок 1.12.3. (а) Хаотическое движение электрона в кристаллической решетке металла. (b) Хаотическое движение с дрейфом, обусловленным электрическим полем. Масштабы дрейфа сильно преувеличены.
  • Рисунок 1.13.1. Зависимость удельного сопротивления ρ чистого полупроводника от абсолютной температуры T.
На дом. 69, 70; вопросы после параграфов; повторить. «Строение электронных оболочек атомов» (Химия-9); задачи N 854, 855, 860 – Рымкевич.

УРОК 80/3. Электрический ток в полупроводниках.
Основное содержание учебного материала. Место полупроводников в таблице Менделеева. Зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещенности; объяснение на основе электронных представлений. Электронная проводимость полупроводников. Решение задач типа: N 1098-1101 [19].
Демонстрации. [4], опыты 154, 157. Фрагменты «Первоначальные сведения о полупроводниках» и «Собственная проводимость полупроводников» из кинофильма «Полупроводники».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.13.1. Зависимость удельного сопротивления ρ чистого полупроводника от абсолютной температуры T.
На дом. 71, вопросы после параграфа; задача N 861 – Рымкевич; повторить. «Периодический закон Менделеева, порядковый номер химического элемента» (Химия-9).

УРОК 81/4. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей. Полупроводники р- и n- типов.
Основное содержание учебного материала. Влияние примесей на проводимость полупроводников. Донорные и акцепторные примеси. Образование р-n-перехода. Электрический ток через р-n-переход. Вольтамперная характеристика прямого и обратного перехода. Решение задач типа N 1105, 1106 [19].
Демонстрации. [4], опыт 153, 160; фрагменты «Примесная проводимость полупроводников», «Электронно-дырочный переход» из кинофильма «Полупроводники».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.13.2. Парно-электронные связи в кристалле германия и образование электронно-дырочной пары.
  • Рисунок 1.13.3.Атом мышьяка в решетке германия. Полупроводник n-типа.
  • Рисунок 1.13.4.Атом индия в решетке германия. Полупроводник p-типа.
На дом. 72, 73 вопросы после параграфов; задачи N 862, 863 – Рымкевич.

УРОК 82/5. Полупроводниковый диод. Транзистор.
Основное содержание учебного материала. Односторонняя проводимость р-n-контакта и ее использование в полупроводниковом диоде. Двойной р-n-переход (р-n-р) и способ его получения. Цепи эмиттера и коллектора. Влияние тока в цепи эмиттера на ток в цепи коллектора. Усиление при помощи транзистора. Применение диода и транзистора. Решение задачи типа N 1107 [19]; N 868 – Рымкевич.
Демонстрации. [4], опыты 164, 165. Таблицы «Полупроводниковый диод», «Транзистор».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.14.1. Образование запирающего слоя при контакте полупроводников p- и n-типов.
  • Рисунок 1.14.2. Вольтамперная характеристика кремниевого диода. На графике использованы различные шкалы для положительных и отрицательных напряжений.
  • Рисунок 1.14.3. Транзистор структуры p-n-p.
  • Рисунок 1.14.4. Транзистор структуры n-p-n.
  • Рисунок 1.14.5. Включение в цепь транзистора p-n-p-структуры.
На дом. 74, 75, вопросы после параграфов; задача N 867 – Рымкевич.

УРОК 83/6. Применение полупроводниковых приборов. Термисторы и фоторезисторы.
Основное содержание учебного материала. Терморезисторы. Фоторезисторы. Их использование в современной технике. Решение задач типа N 939Т (2, 3, 5) [12]; N 866 – Рымкевич.
Демонстрации. [4], опыты 155-159. Таблицы «Термисторы», «Фоторезисторы».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.14.2. Вольтамперная характеристика кремниевого диода. На графике использованы различные шкалы для положительных и отрицательных напряжений.
На дом. 76; задача N 865 – Рымкевич.

УРОК 83'/6'. Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.
Основное содержание учебного материала. Условия существования тока в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Сравнение проводимости вакуума и металлов. Вакуумный диод. Устройство, действие и применение электронно-лучевой трубки. Решение задач типа N 1024-1026 [3], 869, 872, 875 – Рымкевич.
Демонстрации. [2], опыты 147, 148, 151.
На дом. 77, 78, вопросы после параграфов; задачи N 870, 871, 874 – Рымкевич.

УРОК 84/7. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.
Методическое указание. Несмотря на то, что этот материал согласно программе не рекомендован для обязательного изучения, считаем целесообразным этот и последующий урок включить в основную сетку.
Основное содержание учебного материала. Природа свободных носителей заряда в растворах и расплавах электролитов; ток в них. Электролитическая диссоциация. Ионная проводимость. Электролиз. Применение электролиза. Закон Фарадея. Определение заряда электрона. Разбор примера решения задачи, с. 199-200 учебника. Решение задач типа N 1021, 1022, 1042, [19]; N 977, 1000 [3], а также следующей: электроды, опущенные в раствор медного купороса, соединены с источником, ЭДС которого 2 В и внутреннее сопротивление 0,1 Ом. Сопротивление раствора между электродами равно 0,3 Ом, Сколько меди выделится на катоде за 10 мин?
Демонстрации. [4], опыты 132, 133, 137; кинофильм «Электролиз и его промышленное применение».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.15.1. Электролиз водного раствора хлорида меди.
На дом. 79, 80, вопросы после параграфов; задачи N 4-7 из упр. 12. Подготовиться к лабораторной работе N7, с. 213 учебника.

УРОК 85/8. Лабораторная работа N 7 «Определение заряда электрона».
На дом. Задачи N 880, 886 – Рымкевич.

УРОК 85'/8'. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.
Основное содержание учебного материала. Ионизация и рекомбинация. Отличие проводимости газов от проводимости растворов электролитов. Вольтамперная характеристика газового разряда. Ионизация электронным ударом. Решение задач типа N 937Т (1, 2, 6) [12]; N 894, 895 – Рымкевич. Обсуждение следующих вопросов:

  • как образуются свободные носители зарядов в металлах, растворах электролитов, газах?
  • Почему ток в газах не подчиняется закону Ома?
  • Как изменится вольт-амперная характеристика газа, если ионизатор будет работать интенсивнее?

  • Демонстрации. [4], опыты 140-142.
    На дом. 81, 82 вопросы после параграфов; задача N 893 – Рымкевич.

    УРОК 85"/8". Различные типы самостоятельного разряда. Плазма.
    Основное содержание учебного материала. Тлеющий, искровой, дуговой, коронный разряды. Их техническое применение. Плазма. Ее свойства и практическое применение. МГД-генераторы.
    Демонстрации. [2], опыты 143,144.
    На дом. 83, 84; задачи N 8, 9 из упр. 12.

    УРОК 86/9. Решение задач и обобщение материала по теме: «Электрический ток в различных средах».
    Основное содержание учебного материала. Решение задач типа N 937Т5 [12], N 844, 845, 849, 853, 881, 882, 888, N 889-892, 898-901 – Рымкевич или других с целью подготовки к контрольной работе. Повторение вопросов:

  • Сопоставление проводимости металлов и полупроводников, металлов и вакуума, растворов электролитов и газов.
  • Зависимость силы тока от величин, характеризующих носители заряда в данной среде.
  • Электролиз, закон Фарадея.

  • На дом. Краткие итоги главы 10, с. 200, 201 учебника.

    УРОК 87/10. Контрольная работа N 5 «Магнитное поле. Электрический ток в различных средах».

    Основные знания и умения. Знать признаки явлений и условия, при которых они протекают, понятия (электролитическая диссоциация; ионизация и рекомбинация; ковалентная связь; донорные и акцепторные примеси);
    основные положения электронной теории, законы (зависимость сопротивления проводника от температуры, закон электролиза) и формулы.
    Уметь объяснять на качественном уровне зависимость скорости упорядоченного движения электронов в проводнике от силы тока; зависимость сопротивления металлов, электролитов и полупроводников от температуры;
    объяснять метод определения заряда электрона; явление термоэлектронной эмиссии; устройство и принцип действия диода и электронно-лучевой трубки; электронную и дырочную проводимость полупроводника; одностороннюю проводимость р-n перехода, устройство полупроводникового диода; применение термо- и фоторезисторов.

    УРОКИ 88/11, 89/12. Итоги контрольной работы. Обобщающее занятие.

    УРОК 90/13. Техническое применение законов электродинамики.
    Основное содержание учебного материала. Устройство и технологические процессы, в которых используются основные законы электродинамики.
    На дом. 85. «Заключение» на с. 203 учебника.

    ЛАБОРАТОРНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

    УРОКИ 91-101. Лабораторный физпрактикум.
    На практикум целесообразно отвести не менее 10 ч; см. «Методическое указание к проведению работ школьного физического практикума для XI класса», а также программный перечень лабораторных работ для Х класса.

    УРОК 102-119. Резервное время. Повторение материала.

     

    НазадВперёд
    К содержанию