Примерное поурочное планирование

НазадВперед

Примерное поурочное планирование 10 класс

ТЕМЫ

    Молекулярная физика (40 ч)
  1. Основы молекулярно-кинетической теории (30 ч)
  2. Основы термодинамики (10 ч)

  3. Электродинамика (49 ч)
  4. Электрическое поле (16 ч)
  5. Законы постоянного тока (11 ч)
  6. Магнитное поле (10 ч)
  7. Электрический ток в различных средах (11 ч)

  8. Лабораторный физический практикум (10 ч)

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

ТЕМА 3. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ (10 ч)

УРОК 68/1. Взаимодействие токов. Магнитное поле.
Основное содержание учебного материала. Итоги контрольной работы. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Свойства магнитного поля. Экспериментальные доказательства реальности магнитного поля. Опыт Эрстеда. Замкнутый контур с током в магнитном поле. Повторение тем курса физики VIII класса, связанных с магнитным полем. Вопросы на сравнение электростатического и магнитного полей:

  • что является источником поля?
  • При помощи чего передается взаимодействие токов, зарядов?
  • Что служит индикатором поля?

  • Методическое указание. На этом уроке или в начале следующего можно провести опыты по наблюдению действия магнитного поля на ток (см. лабораторную работу N 6, с. 212 учебника) как кратковременное практическое задание для учащихся на закрепление изученного материала.
    Демонстрации. [4], опыты 166, 167 (качественно).
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Рисунок 1.16.1. Линии магнитной индукции полей постоянного магнита и катушки с током. Индикаторные магнитные стрелки ориентируются по направлению касательных к линиям индукции.
    • Рисунок 1.16.3. Магнитное поле прямолинейного проводника с током.
    • Модель 1.10. Магнитное поле прямого тока.
    • Модель 1.11. Магнитное поле соленоида.
    • Рисунок 1.17.4. Магнитное поле катушки конечной длины. В центре соленоида магнитное поле практически однородно и значительно превышает по модулю поле вне катушки.
    На дом. 60, вопросы после параграфа.

    УРОКИ 69/2, 70/3. Магнитная индукция. Вихревое поле. Сила Ампера.
    Основное содержание учебного материала. Магнитная стрелка. Силовая характеристика магнитного поля. Направление и модуль вектора магнитной индукции. Аналогия индукции магнитного поля с напряженностью электростатического поля. Линии магнитной индукции. Изображение магнитного поля. Особенности линий магнитной индукции, сравнение их с линиями напряженности электростатического поля. Вихревое поле. Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. Правило левой руки. Единица магнитной индукции. Разбор задачи N 1 на с. 165 учебника. Решение задач типа N 1055, 1063 [3] и разбор вопросов; как следует понимать, что в данной точке индукция магнитного поля равна 2 Тл; что магнитная индукция в одной точке поля больше, чем в другой?
    Методическое указание. При решении некоторых из приведенных здесь и далее задач может встретиться понятие «магнитный поток».
    Демонстрации. Ориентирующее действие магнитного поля на рамку с током и проводник (по рис. 136 учебника); [4], опыты 167, 168 (количественная сторона), 170.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 1.16.2. Правило левой руки и правило буравчика.
    • Рисунок 1.16.3. Магнитное поле прямолинейного проводника с током.
    • Рисунок 1.16.4. Магнитное взаимодействие параллельных и антипараллельных токов.
    • Модель 1.7. Взаимодействие параллельных токов.
    На дом. 61, 62, вопросы к параграфам; задачи Ns 1, 2 из упр 11.

    УРОК 71/4. Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель. Решение задач. Лабораторная работа N 6. Наблюдение действия магнитного поля на ток.
    Основное содержание учебного материала. Ориентирующее действие магнитного поля на контур с током. Магнитоэлектрические системы, используемые в амперметрах и вольтметрах. Использование закона Ампера в технике. Громкоговоритель, электродвигатель. Решение задач типа N 1113, 1117, 1130, 1131 (разбор вопросов к рисункам) [19]; N 821-823 – Рымкевич.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Модель 1.8. Рамка с током в магнитном поле.
    На дом. 63, 64, вопросы после параграфов; N 831, 832 – Рымкевич.

    УРОК 72/5. Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Решение задач типа N 1064, 1065, 1069, 1088, 1089 [1]; N 828, 829 (1-4) – Рымкевич.

  • Самостоятельная работа [12], выполнение заданий: 941Т-942Т (1-6).
    • Рисунок 1.17.1. Иллюстрация закона Био-Савара.
    • Модель 1.9. Магнитное поле кругового витка с током.
    • Рисунок 1.17.2. Замкнутый контур (L) с заданным направлением обхода. Изображены токи I1, I2 и I3, создающие магнитное поле.
    • Рисунок 1.17.3. Применение теоремы о циркуляции к тороидальной катушке.
    • Рисунок 1.17.5. Применение теоремы о циркуляции к расчету магнитного поля бесконечно длинного соленоида.
    На дом. Задачи N 3 из упр.11, N 829 (5-8), 833, 834.

    УРОК 73/6. Сила Лоренца.
    Основное содержание учебного материала. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Формула силы Лоренца. Наблюдение действия силы Лоренца. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Применение силы Лоренца. Разбор решения задачи N 2 на с. 165 учебника. Решение задач типа N 836, 838, 840 – Рымкевич.
    Демонстрации. Кинофрагмент «Действие магнитного поля на движущийся заряд».
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 1.18.1. Взаимное расположение векторов , и . Модуль силы Лоренца численно равен площади параллелограмма, построенного на векторах и помноженной на заряд q.
    • Модель 1.12. Движение заряда в магнитном поле.
    • Рисунок 1.18.2. Круговое движение заряженной частицы в однородном магнитном поле.
    • Рисунок 1.18.3. Движение заряженных частиц в вакуумной камере циклотрона.
    На дом. 65, вопросы после параграфа; задачи N 837, 839, 841 – Рымкевич.

    УРОК 74/7. Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Решение задач типа N 842, 844 – Рымкевич.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 1.18.3. Движение заряженных частиц в вакуумной камере циклотрона.
    • Модель 1.13. Масс-спектрометр.
    • Модель 1.14. Селектор скоростей.
    • Рисунок 1.18.4. Селектор скоростей и масс-спектрометр.
    • Рисунок 1.18.5. Движение заряженной частицы по спирали в однородном магнитном поле.
    • Рисунок 1.18.6. Магнитная «бутылка». Заряженные частицы не выходят за пределы «бутылки». Магнитное поле «бутылки» может быть создано с помощью двух круглых катушек с током.
    • Рисунок 1.18.7. Радиационные пояса Земли. Быстрые заряженные частицы от Солнца (в основном электроны и протоны) попадают в магнитные ловушки радиационных поясов. Частицы могут покидать пояса в полярных областях и вторгаться в верхние слои атмосферы, вызывая полярные сияния.
    На дом. Повторить 65; задача N 4 из упр.11; N 843 – Рымкевич.

    УРОК 75/8. Магнитные свойства вещества.
    Основное содержание учебного материала. Магнитная проницаемость. Гипотеза Ампера. Температура Кюри. ферромагнетики и их применение. Магнитная запись и хранение информации.
    Демонстрации. [2], опыты 178,180; кинофрагмент «Гипотеза Ампера». Видеофильм «Как работает магнитное поле».
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 1.19.1. Парамагнетик (1) и диамагнетик (2) в неоднородном магнитном поле.
    • Рисунок 1.19.2. Типичная зависимость магнитной проницаемости ферромагнетика от индукции внешнего магнитного поля.
    • Рисунок 1.19.3. Петля гистерезиса ферромагнетика. Стрелками указано направление процессов намагничивания и размагничивания
    • ферромагнитного образца при изменении индукции Bo внешнего магнитного поля.
    • Рисунок 1.19.4. Намагничивание ферромагнитного образца.
    На дом. 66, вопросы после параграфа.

    УРОК 76/9. Повторение основного материала темы. Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Разбор следующих вопросов:

  • Какие опыты подтверждают существование магнитного взаимодействия?
  • Как следует понимать утверждения: «в данной точке пространства существует магнитное поле», «индукция магнитного поля в данной точке равна 5 Тл»?
  • Решение задач типа N 846, 848 – Рымкевич. Самостоятельная работа см. [12], N 943Т (1-6).
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Компьютерная лабораторная работа. Масс-спектрометр.
    На дом. Краткие итоги главы 9, с. 166 учебника.

    УРОК 77/10. Резервное время.

    Основные знания и умения. Знать понятия, физические величины и их единицы (магнитное поле, магнитная индукция, линии магнитной индукции, магнитная проницаемость, вихревое поле, магнитный поток); законы и формулы (для вычисления силы Ампера и силы Лоренца).
    Уметь определять направление и модуль вектора магнитной индукции по действию магнитного поля на рамку с током; чертить линии магнитной индукции прямого проводника с током, витка, постоянных магнитов; объяснять природу магнитных свойств вещества, устройство и принцип действия электроизмерительных приборов (амперметра и вольтметра).

     

    НазадВперёд
    К содержанию