Примерное поурочное планирование

НазадВперед

Примерное поурочное планирование 10 класс

ТЕМЫ

    Молекулярная физика (40 ч)
  1. Основы молекулярно-кинетической теории (30 ч)
  2. Основы термодинамики (10 ч)

  3. Электродинамика (49 ч)
  4. Электрическое поле (16 ч)
  5. Законы постоянного тока (11 ч)
  6. Магнитное поле (10 ч)
  7. Электрический ток в различных средах (11 ч)

  8. Лабораторный физический практикум (10 ч)

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

ТЕМА 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ (16 ч)

УРОК 41/1. Электрический заряд и элементарные частицы.
Основное содержание учебного материала. Электродинамика, электромагнитные взаимодействия. Повторение вопросов, изученных в курсе VIII–IX классов: электрический заряд, два знака зарядов, электризация тел, электроскоп, гравитационное взаимодействие. Элементарный электрический заряд, взаимодействие между заряженными частицами. Решение задач типа N 790, 791, 794 [19]. Закон сохранения электрического заряда.
Демонстрации. Опыты [4], 108-111.
Интерактивные модели, основные иллюстрации. Здесь и далее «Открытая Физика. 2.5. Часть 2»

  • Рисунок 1.1.1. Перенос заряда с заряженного тела на электрометр.
На дом. 31-34 ( 31-33 – читать и отвечать на вопросы); задачи N 1, 2 из упр. 7.

УРОК 42/2. Закон Кулона.
Основное содержание учебного материала. Понятие о точечном заряде как модели реального наэлектризованного объекта. Устройство крутильных весов. Закон Кулона. Единица заряда. Электрическая постоянная вакуума. Разбор примера решения задачи на с. 99 учебника.
Демонстрации. [4], опыт 114.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.1.2. Прибор Кулона.
  • Рисунок 1.1.3. Силы взаимодействия одноименных и разноименных зарядов.
  • Модель 1.1. Взаимодействие точечных зарядов.
На дом. 35, 36; задачи из упр. 7 и N 677 – Рымкевич.

УРОК 43/3. Решение задач на закон Кулона.
Основное содержание учебного материала. Решение задач N 684, 688,796 [19]; 686 – Рымкевич; 808, 810, 811 [3]. Обсуждение вопросов:

  • в чем сходство и в чем различие законов Кулона и всемирного тяготения?
  • При каких условиях применим закон Кулона?

  • На дом. Повторить 35, 36. Задачи N 4*, 6 из упр. 7 и N 688 – Рымкевич.

    УРОК 44/4. Электрическое поле. Силовая характеристика электрического поля.
    Основное содержание учебного материала. Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое (электростатическое) поле и его основные свойства. Напряженность электрического поля. Направление вектора напряженности. Единица напряженности. Решение задач типа N 826, 827 [3]. Обсуждение вопросов:

  • Как следует понимать, что: 1) в данной точке существует электрическое поле; 2) напряженность в точке А больше, чем напряженность в точке В; 3) напряженность в данной точке поля равна 6 Н/Кл;
  • Какую физическую величину можно определить, если известна напряженность в данной точке поля?

  • Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Рисунок 1.2.1. Силовые линии электрического поля.
    • Рисунок 1.2.2. Силовые линии кулоновских полей.
    • Рисунок 1.4.3. Эквипотенциальные поверхности (синие линии) и силовые линии (красные линии) простых электрических полей: (a) – точечный заряд, (b) – электрический диполь, (c) – два равных положительных заряда.
    • Модель 1.2. Электрическое поле точечных зарядов.
    На дом. 37, 38, 39 (до с. 105 учебника «Принцип суперпозиции полей»). Задачи N 696, 697 – Рымкевич (первая часть).

    УРОК 45/5. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля.
    Основное содержание учебного материала. Результирующая сил, действующая со стороны электрического поля. Принцип суперпозиции. Понятие о линиях напряженности как о своеобразной геометрической модели поля. Однородное электрическое поле. Решение задач типа N 836 [3], 700 – Рымкевич и такой: определите знак заряда на проводниках 1-5, рис. 10 (см. «Физика в школе», N 5, 1986, с. 31, далее [**]). Во всех ли изображенных на рисунке случаях существует электрическое поле в точках А и В? Сравните напряженности поля в этих случаях.
    Демонстрации. [4],опыт 115.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 1.1.4. Принцип суперпозиции электростатических сил ; ; .
    • Рисунок 1.2.3. Силовые линии поля электрического диполя
    • Модель 1.2. Электрическое поле точечных зарядов.
    • Рисунок 1.2.4. Дипольный момент молекулы воды.
    • Рисунок 1.2.5. Электрическое поле заряженной нити.
    • Компьютерная лабораторная работа. Взаимодействие точечных зарядов.
    На дом. 39 (до конца), 40 (до «Поле заряженного шара» с. 107 учебника); задачи N 699, 700 – Рымкевич.

    УРОК 46/6. Проводники в электростатическом поле.
    Основное содержание учебного материала. Проводники. Электростатическая индукция. Отсутствие электростатического поля внутри проводника. Распределение свободного электрического заряда по проводнику. Поле заряженного шара, плоскости. Решение задач типа N 811-814 [5], 705-707 – Рымкевич.
    Демонстрации. [4], опыты 112, 113.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 1.3.4. Вычисление поля однородно заряженного цилиндра. OO' – ось симметрии.
    • Рисунок 1.3.5. Поле равномерно заряженной плоскости. σ – поверхностная плотность заряда. S – замкнутая гауссова поверхность.
    • Рисунок 1.5.1. Электростатическая индукция.
    • Рисунок 1.5.2. Электростатическая защита. Поле в металлической полости равно нулю.
    На дом. 40 (со с. 107, п. «Поле заряженного шара»), 41, вопросы после параграфа, задачи N 704, 708 – Рымкевич.

    УРОК 46'/6'. Опыты Иоффе-Милликена.
    Основное содержание учебного материала. Дискретность электрического заряда. Наименьший электрический заряд. Опыт Иоффе. Опыт Милликена.
    Методическое указание. Содержание урока может быть раскрыто учителем в виде решения конкретной задачи по экспериментальному определению элементарного электрического заряда (см. 42). Можно использовать также 29 (Делимость электрического заряда. «Физика-8», с. 59-61,см.там же упр.12).
    Демонстрации. Таблица «Опыты Иоффе-Милликена» из набора таблиц; [12], опыт 122.
    На дом. 42, задачи N 1 из упр. 8 (напряженность выразить в Н/Кл), 699, 703 – Рымкевич.

    УРОК 46'/6'. Диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков.
    Основное содержание учебного материала. Связанность заряженных частиц в диэлектриках. Электрические свойства нейтральных атомов и молекул. Электрический диполь. Два вида диэлектриков. Поляризация полярных и неполярных диэлектриков. Диэлектрическая поляризация среды. Работа с задним форзацем учебника. Закон Кулона (напряженность поля) для зарядов, находящихся в однородном диэлектрике. Решение задач типа N 838, 849, 850 [3]; 847, 848 [19]; 924Т2, 924Т4 из [12].
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 1.5.3. Ориентационный механизм поляризации полярного диэлектрика.
    • Рисунок 1.5.4. Поляризация неполярного диэлектрика.
    На дом. 44, 45, вопросы после параграфов. Задачи типа N 723, 724 – Рымкевич и такая: как следует понимать, что диэлектрическая проницаемость среды равна 6? что она меньше, чем у стекла?

    УРОК 47/7. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.
    Основное содержание учебного материала. Потенциальная энергия взаимодействия электрических зарядов. Работа по перемещению заряда. Потенциальный характер электростатического поля. Нулевой уровень потенциальной энергии. Решение задач типа N 852, 853 [3].
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 1.4.1. Работа электрических сил при малом перемещении заряда q.
    • Рисунок 1.4.2. Работа кулоновских сил при перемещении заряда q зависит только от расстояний r1 и r2 начальной и конечной точек траектории.
    На дом. 45, задача N 4 из упр. 8.

    УРОК 48/8. Потенциал электростатического поля, разность потенциалов.
    Основное содержание учебного материала. Потенциал поля. Разность потенциалов. Единица разности потенциалов. Решение задач типа N 727 – Рымкевич и такой: как следует понимать, что: 1) потенциал данной точки поля равен 500 В; 2) напряжение на данном участке поля равно 220 В?
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 1.4.1. Работа электрических сил при малом перемещении заряда q.
    • Рисунок 1.4.2. Работа кулоновских сил при перемещении заряда q зависит только от расстояний r1 и r2 начальной и конечной точек траектории.
    На дом. 46, задачи N 5 из упр. 8; 730, 731 – Рымкевич.

    УРОК 49/9. Связь между напряженностью поля и напряжением.
    Основное содержание учебного материала. Формула, связывающая напряженность поля и напряжение. Единица напряженности электростатического поля. Эквипотенциальные поверхности. Решение задач типа N 927Т1 [12] и следующих:

  • Напряжение между точками А и В (см. [**], с. 32) однородного поля равно 100 В. Как это следует понимать? Определите напряженность поля, если расстояние между этими точками 10 см. Потенциал какой точки – А или В – больше? Можно ли утверждать, что потенциал точки В равен 100 В? В каком случае такое утверждение справедливо?
  • Определите направление линий напряженности электростатического поля в случаях «а» и «б» (см. [**], с. 32), если потенциал в точке В больше потенциала в точке А.

  • На дом. 47, задачи N 7 из упр. 8 и 735, 736 – Рымкевич.

    УРОК 50/10. Измерение разности потенциалов. Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Электрометр. Электрическое поле внутри электрометра. Решение задач N 866,867,1032,1033 [3] и следующих:

  • Чем отличаются изображенные на рис.13,а и 13,6 (см. [**], с. 32) электрические поля? Проведите их эквипотенциальные поверхности.
  • На рис. 14 [**] изображены линии напряженности электростатического поля. Проведите две эквипотенциальные поверхности и укажите, какая из них соответствует большему потенциалу.
  • Поле на рис. 15 [**] задано рядом эквипотенциальных поверхностей (потенциал уменьшается от 1-й к 3-й). Укажите направление линий напряженности.
  • Как будет двигаться положительно (отрицательно) заряженная частица в однородном электрическом поле, если ее скорость направлена: а) по направлению линий напряженности, б) в сторону, противоположную линиям напряженности, в) перпендикулярно этим линиям?

  • Демонстрации. [4], опыт 116.
    На дом. 48, задачи N 8, 9 из упр. 8; 741, 743 – Рымкевич.

    УРОК 51/11. Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы.
    Основное содержание учебного материала. Накопление электрических зарядов на проводниках. Электроемкость. Формула электроемкости. Единицы электроемкости. Конденсатор. Электроемкость плоского конденсатора. Решение задач типа 884 [3], 746 – Рымкевич и разбор вопросов:

  • Как следует понимать выражения: «емкость конденсатора 5 мкФ», «емкость одного конденсатора в 3 раза больше емкости другого»?
  • Определить максимальный заряд, который может накопить конденсатор (по его паспортным данным).
  • Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Модель 1.4. Поле плоского конденсатора.
    • Рисунок 1.6.1. Поле плоского конденсатора.
    • Рисунок 1.6.2. Идеализированное представление поля плоского конденсатора. Такое поле не обладает свойством потенциальности.
    • Рисунок 1.7.1. Процесс зарядки конденсатора.
    На дом. 49, 50, задачи N 1, 2 из упр. 9; N 749, 751 – Рымкевич; N885, 886 [3].

    УРОК 52/12. Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Разбор задачи N 3 из упр.9 и решение задач типа N 888, 889, 891 [3] и следующих:

  • Напряжение между пластинами конденсатора при его зарядке возросло на 100 В. Как при этом изменились заряд и емкость конденсатора?
  • Заряд конденсатора увеличили вдвое. Как при этом изменились напряжение между его пластинами и емкость?
  • Демонстрации. [4], опыт 118.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Рисунок 1.6.3. Параллельное соединение конденсаторов. C = C1 + C2.
    • Рисунок 1.6.4. Последовательное соединение конденсаторов .
    На дом. Задачи N 756, 757 – Рымкевич.

    УРОК 53/13. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.
    Основное содержание учебного материала. Формула энергии заряженного конденсатора. Виды конденсаторов и их применение. Решение задач типа N 764, 766, 767 – Рымкевич. Выполнение самостоятельной работы с набором конденсаторов.
    Методическое указание. На каждую парту выдаются конденсаторы и задания типа: записать характеристики конденсаторов, определить заряд и энергию, которые накапливает конденсатор при максимально допустимом напряжении.
    Демонстрации. [4], опыт 121.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 1.7.1. Процесс зарядки конденсатора.
    • Модель 1.6. Конденсаторы в цепях постоянного тока
    • Компьютерная лабораторная работа. Конденсаторы в цепях постоянного тока.
    На дом. 51, задачи N 4, 5 из упр. 9; 766(а, б) – Рымкевич, заполнить табл. VII (см. [**], с.33).

    УРОК 54/14. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Электрическое поле».
    Основное содержание учебного материала. Повторение законов Кулона и сохранения электрического заряда с использованием материала о силовой и энергетической характеристиках электростатического поля, электроемкости. Закрепление материала, работа с табл. VII [**]. Решение задач типа:

  • Определить силу натяжения нити, на которую подвешен шарик массой т и зарядом q1>0, при поднесении к нему снизу на расстояние d заряда а) g2>0; б) g2<0.
  • Как понимать выражения «напряженность поля в данной точке равна 100 Н/Кл», «напряжение между двумя точками поля равно 220 В», «электроемкость конденсатора равна 3 мкФ»?

  • На дом. Записать решение первой задачи, рассмотренной в классе (пункт «б»), N 6 из упр 9, 738 – Рымкевич,

    УРОК 55/15. Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
    Основное содержание учебного материала. Решение задач типа N 861, 834-836 [3].
    На дом. Краткие итоги главы VII, с. 131, 132 учебника. Задачи N 690, 701, 725, 740, 742, 757, 765, 766 – Рымкевич.

    УРОК 56/16. Контрольная работа N 3 «Электростатическое поле».

    Основные знания и умения. Знать понятия, физические величины и их единицы (электрический заряд, диэлектрическая проницаемость среды, электрическое поле, напряженность электрического поля, силовые линии электрического поля, потенциальная энергия заряда в электрическом поле, разность потенциалов (напряжение), электроемкость, конденсатор);
    – законы (закон сохранения электрического заряда, закон Кулона) и формулы (для вычисления работы электрического поля по перемещению заряда, связи между напряженностью поля и разностью потенциалов, емкости плоского конденсатора, энергии плоского конденсатора).
    Уметь объяснять процесс электризации тел на основе электронной теории, причину отсутствия электростатического поля внутри проводника, причину ослабления электростатического поля внутри диэлектрика; независимость работы электростатического поля по перемещению заряда от формы траектории;
    – решать задачи на закон Кулона, закон сохранения электрического заряда; на расчет напряженности поля и напряжения, на электроемкость.

     

    НазадВперёд
    К содержанию