Примерное поурочное планирование

НазадВперед

Примерное поурочное планирование 10 класс

ТЕМЫ

    Молекулярная физика (40 ч)
  1. Основы молекулярно-кинетической теории (30 ч)
  2. Основы термодинамики (10 ч)

  3. Электродинамика (49 ч)
  4. Электрическое поле (16 ч)
  5. Законы постоянного тока (11 ч)
  6. Магнитное поле (10 ч)
  7. Электрический ток в различных средах (11 ч)

  8. Лабораторный физический практикум (10 ч)

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ (10ч)

УРОК 31/1. Внутренняя энергия.
Основное содержание учебного материала. Молекулярно-кинетическая трактовка понятия внутренней энергии. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа – функция температуры, макроскопических тел – функция температуры и объема. Обсуждение вопроса: можно ли определить внутреннюю энергию одного моля кислорода, используя формулу для расчета внутренней энергии одноатомного идеального газа? Решение задач N 615, 616 – Рымкевич.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 3.8.3. Упрощенная схема опыта Джоуля по определению механического эквивалента теплоты.
На дом. 23, вопросы после параграфа; задачи N 1 из упр. 6 и N 617 – Рымкевич, повторить 43 (Работа силы. «Физика-9») и найти в нем ответы на вопросы: каково определение механической работы и какова формула для ее расчета? В каком случае А>0; А<0; А=0?

УРОК 32/2. Работа в термодинамике.
Основное содержание учебного материала. Вывод формулы работы газа при изобарном процессе. Знак работы и ее геометрическое истолкование. Решение задач типа N 624 – Рымкевич и следующих:

  • Один моль газа переводится из первого состояния во второе двумя способами. В каком случае совершается большая работа? Во сколько раз отличаются значения работ?
  • Идеальный газ переводится из одного состояния в другое четырьмя способами, графическое изображение которых дано на рис. Рисунок 3.8.2. Каким состояниям газа соответствует наибольшая температура? наименьшая температура? одинаковые температуры? В каком случае совершается меньшая работа? Чему она равна?

  • Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Рисунок 3.8.2. Три различных пути перехода из состояния (1) в состояние (2). Во всех трех случаях газ совершает разную работу, равную площади под графиком процесса.
    • Модель 3.11. Работа газа.
    На дом. 24,25, вопросы после параграфа; задачи N 3, 4 из упр. 6, N 625 – Рымкевич.

    УРОК 33/3. Первый закон термодинамики.
    Основное содержание учебного материала. Количество теплоты и работа как мера изменения внутренней энергии, формулировка и уравнение первого закона термодинамики. Решение задач типа:

  • Используя модель 3.11 Работа газа схематично показать случаи изменения внутренней энергии (получает тело тепло или отдает, совершает работу или работа совершается над ним). Используя уравнение первого закона термодинамики, запишите формулу для расчета внутренней энергии в каждом случае;
  • Газ находится в сосуде под давлением 2,5·104 Па. При сообщении ему количества теплоты, равного 6,0·104Дж, он изобарно расширился на 2,0 м3. На сколько изменилась внутренняя энергия этого газа? Как изменилась его температура?

  • Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Модель 3.11. Работа газа.
    • Рисунок 3.9.1. Обмен энергией между термодинамической системой и окружающими телами в результате теплообмена и совершаемой работы.
    На дом. 26, задачи N 4, 7 из упр. 6; а также такая: газ совершил работу 3·109 Дж при передаче ему количества теплоты 8·109 Дж. Чему равно изменение внутренней энергии газа? Что произошло с газом: охладился он или нагрелся?
    Повторить 13,14 («Физика-10»), обратив внимание на постоянный параметр в каждом изопроцессе, на связь между параметрами, которую устанавливает газовый закон, и на графики изопроцессов в системе координат р, V.

    УРОК 34/4. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в газе.
    Основное содержание учебного материала. Запись уравнений первого закона термодинамики для изопроцессов и их физический смысл.
    Методическое указание. На уроке таблица заполняется для изохорного нагревания газа, для изобарного, изотермического и адиабатного его расширений.
    Демонстрации. Измерения температуры воздуха при адиабатном расширении и сжатии; [4], опыт 67.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Модель 3.12. Адиабатический процесс.
    • Рисунок 3.9.2. Семейства изотерм (красные кривые) и адиабат (синие кривые) идеального газа.
    • Рисунок 3.9.3. Расширение газа в пустоту.
    На дом. 27; заполнить табл. V для изохорного охлаждения газа, его изобарного, изотермического и адиабатного сжатий; задачи N 9, 10 из упр. 6.

    УРОК 35/5. Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Решение задач типа N 627 – Рымкевич и следующих:

  • на рис. [*], с.57) показан график процесса изменения состояния идеального газа. Назовите этот процесс и определите работу, совершенную газом, если он отдал 6·103 Дж количества теплоты;
  • на рис. 8 [*] изображены графики процессов изменения состояния идеального газа. Назовите их. В каком из них совершается наибольшая работа? Вычислите работу газа при изобарном процессе. Рассчитайте изменение внутренней энергии газа, если при изобарном расширении ему передано количество теплоты, равное 6·106 Дж, и выясните, нагрелся он или охладился. Каково изменение внутренней энергии газа, если при изохорном охлаждении он отдал 4·107 Дж количества теплоты? Поясните физический смысл полученного результата;
  • при быстром сжатии в цилиндре газа его температура повышается. Изменится ли при этом его внутренняя энергия? Каково уравнение первого закона термодинамики для этого случая? Где нашло применение это явление в технике? (При ответах на вопросы вы можете использовать текст учебника на с. 73-76).

  • Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Модель 3.12. Адиабатический процесс
    • Модель 3.13. Теплоемкости идеального газа
    На дом. Задачи N 4, 11, 12 из упр. 6.

    УРОК 36/6. Необратимость процессов в природе. Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Обратимые и необратимые процессы. Необратимость тепловых процессов. Решение задач N 622, 623, 636 – Рымкевич.
    Демонстрации. Диафильм «Необратимость тепловых процессов».
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 3.12.2. Процессы, не противоречащие первому закону термодинамики, но запрещаемые вторым законом: 1 – «вечный двигатель второго рода»; 2 – самопроизвольный переход тепла от холодного тела к более теплому («идеальная холодильная машина»).
    • Рисунок 3.12.3. Произвольный обратимый цикл как последовательность малых изотермических и адиабатических участков.
    • Рисунок 3.12.4. Расширение газа в «пустоту». Изменение энтропии , где A = Q – работа газа при обратимом изотермическом расширении.
    • Рисунок 3.12.5. Теплообмен при конечной разности температур: a – начальное состояние; b – конечное состояние системы. Изменение энтропии ΔS > 0.
    На дом. 29; задачи N 627, 631*, 632 – Рымкевич; повторить 24 (кпд теплового двигателя. «Физика-8»); 51 (Превращение энергии и использование машин. «Физика-9»).

    УРОК 37/7. Принцип действия тепловых двигателей. Кпд тепловых двигателей.
    Основное содержание учебного материала. Назначение нагревателя, рабочего тела, холодильника. Принцип действия циклического теплового двигателя. Кпд теплового двигателя и пути его повышения. Решение задачи N 672 – Рымкевич.
    Методическое указание. Рекомендуется использовать материал о Н.Карно из [21], с. 39-43.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 3.12.1. Циклически работающие тепловые машины, запрещаемые первым законом термодинамики: 1 – вечный двигатель 1 рода, совершающий работу без потребления энергии извне; 2 – тепловая машина с коэффициентом полезного действия ? > 1.
    • Рисунок 3.11.1. Круговой процесс на диаграмме (p, V). abc – кривая расширения, cda – кривая сжатия. Работа A в круговом процессе равна площади фигуры abcd.
    • Модель 3.14. Термодинамические циклы.
    • Рисунок 3.11.2. Энергетическая схема тепловой машины: 1 – нагреватель; 2 – холодильник; 3 – рабочее тело, совершающее круговой процесс. Q1 > 0, A > 0, Q2 < 0; T1 > T2.
    На дом. 29; задачи N 15 из упр. 6 и типа: в закрытом баллоне находится газ. При охлаждении его внутренняя энергия уменьшилась на 525 Дж. Какое количество теплоты отдал газ? Совершил ли он работу?

    УРОК 38/8. Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Решение задач типа:

  • почему при циклическом процессе невозможно все количество теплоты, полученное газом от нагревателя, преобразовать в работу;
  • почему в тепловых двигателях в качестве рабочего тела используется газ или пар, а не жидкость или твердое тело;
  • горячий пар поступает в турбину при температуре 500°С, а выходит при 30°С. Считая турбину идеальной паровой машиной, вычислите ее кпд; кпд идеального теплового двигателя 30%. Его рабочее тело – газ – получило от нагревателя количество теплоты, равное 10 кДж. Рассчитайте температуру нагревателя, если температура холодильника 20°С. Какое количество теплоты отдано холодильнику;
  • на рис. 9 [*] дан график изобарного процесса. Запишите для него первый закон термодинамики. Отдает или получает газ тепло? Вместо данного рисунка можно использовать Рисунок 3.3.3. Семейство изобар на плоскости. Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Рисунок 3.11.3. Циклы карбюраторного двигателя внутреннего сгорания (1) и дизельного двигателя (2).
    • Рисунок 3.11.4. Цикл Карно.
    • Модель 3.15. Цикл Карно.
    • Рисунок 3.11.5. Энергетическая схема холодильной машины. Q1 < 0, A < 0, Q2 > 0, T1 > T2.
    На дом. Задачи N 619, 628, 629, 671 – Рымкевич.

    УРОК 39/9. Значение тепловых двигателей. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
    Подготовка к контрольной работе N 2.
    Основное содержание учебного материала. Применение тепловых двигателей на транспорте, в энергетике и сельском хозяйстве. Методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды.
    На дом. 30; задачи N 628, 637, 644, 654, 664, 674, 676* – Рымкевич и такая: при накачивании воздуха в сосуд пробка из него вылетает. Почему в сосуде образуется в этот момент туман? Какой происходит процесс? За счет чего воздух совершает работу?

    УРОК 40/10. Контрольная работа N 2 «Основы термодинамики».
    На дом. Повторить 22, 24 (Двигатель внутреннего сгорания. Кпд теплового двигателя. «Физика-8»).

    УРОК 40'/10'. Обобщение знаний по теме «Основы термодинамики».
    Методическое указание. Урок целесообразно провести в форме конференции по следующему плану: научные основы работы тепловых двигателей, принципы действия реальных тепловых двигателей (паровая или газовая турбина, ДВС, реактивный двигатель), направления совершенствования тепловых двигателей и повышения их кпд. На основе обсуждения материала полезно заполнить табл. VI (см.[*], с.58).
    Демонстрации. Модели тепловых двигателей, таблицы. Кадры из диафильмов «Двигатель внутреннего сгорания», «Турбины».
    Интерактивные модели, основные иллюстрации. На дом. Повторить 23 (Паровая турбина; вопросы к 22, 23, 24. «Физика-8»).
    Основные знания и умения. Знать понятия (внутренняя энергия, количество теплоты, работа), физические величины и их единицы; законы (первый закон термодинамики) и формулы (для вычисления кпд тепловых двигателей). Иметь представление о необратимости тепловых процессов. Уметь применять первый закон термодинамики к различным тепловым процессам (изохорному, изотермическому, изобарному, адиабатному); объяснять принцип действия тепловых двигателей.

     

  • НазадВперёд
    К содержанию