Примерное поурочное планирование

НазадВперед

Примерное поурочное планирование 10 класс

ТЕМЫ

    Молекулярная физика (40 ч)
  1. Основы молекулярно-кинетической теории (30 ч)
  2. Основы термодинамики (10 ч)

  3. Электродинамика (49 ч)
  4. Электрическое поле (16 ч)
  5. Законы постоянного тока (11 ч)
  6. Магнитное поле (10 ч)
  7. Электрический ток в различных средах (11 ч)

  8. Лабораторный физический практикум (10 ч)

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

ТЕМА 1. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОИ ТЕОРИИ (30 ч)

УРОК 1. Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ). Размеры молекул.
Основное содержание учебного материала. Вводная лекция (Почему тепловые явления изучаются в молекулярной физике?). Молекулярно-кинетический и термодинамический методы изучения свойств вещества. Вклад М.В. Ломоносова в развитие МКТ. Основные положения МКТ. Метод измерения размеров молекул. Решение задачи типа: «На поверхность воды поместили каплю масла массой 2·10-7 кг. Капля растеклась, образовав пятно площадью 6·10-2 м2 и толщиной в одну молекулу. Рассчитайте диаметр молекулы масла и определите порядок линейных размеров молекул масла. Плотность масла принять равной 900 кг/м3».
Методическое указание. Полезно использовать материал о М.В. Ломоносове [21], с. 31-38.
Демонстрации. Фрагменты из набора диапозитивов по молекулярной физике (фотографии молекул разных веществ). Видеофильм «Молекулы и молекулярное движение».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Модель 3.1. Броуновское движение.
  • Рисунок 3.1.1. Траектория броуновской частицы.
  • Модель 3.2. Кинетическая модель идеального газа.
  • Рисунок 3.5.1. Пример ближнего порядка молекул жидкости и дальнего порядка молекул кристаллического вещества: 1 – вода; 2 – лед.
  • Рисунок 3.5.2. Водяной пар (1) и вода (2). Молекулы воды увеличены примерно в 5·107 раз.
На дом. Введение, с. 4-6, 1, вопросы в конце 1; повторить 6,7 (Строение вещества. Молекулы. «Физика-7»); 7, 13, 52, 53 (Атомы. Химические формулы. Количество вещества. Молярная масса. «Химия-7-8»).

УРОК 2/2. Масса молекул. Количество вещества.
Основное содержание учебного материала. Величины, характеризующие молекулы: масса, количество вещества, постоянная Авогадро, молярная масса. Решение задач типа N 450, 452, 455, 456 – Рымкевич.
Демонстрации. Фрагменты из набора диапозитивов по молекулярной физике (массы молекул разных веществ).
На дом. 2; вопросы 3, 4 к 2; задачи N 1, 3 из упр.

УРОК 3/3. Решение задач на расчет величин, характеризующих молекулы.
Основное содержание учебного материала. Решение задач типа N 451, 454, 457, 458, 460 – Рымкевич.
На дом. Задачи N 4-6, 8 из упр. 1; повторить 8, 9 (Диффузия. Скорость движения молекул. «Физика-7»).

УРОК 3'/3'. Броуновское движение.
Основное содержание учебного материала. Броуновское движение, его причины. Свойства теплового движения: хаотичность, непрерывность, неуничтожимость. Разбор вопросов: в чем сходство и в чем различие между броуновским движением и диффузией? Как объяснить зависимость интенсивности броуновского движения от температуры? Является ли ломаная линия (рис. 5 учебника, Рисунок 3.1.1. Траектория броуновской частицы) траекторией движения броуновской частицы?
Методическое указание. Полезно использовать материал о броуновском движении из [21], с. 52.
Демонстрации. Механическая модель броуновского движения; [4], опыт 51. Фрагменты кинофильма «Молекулы и молекулярное движение» («Броуновское движение», «Молекулы и сила их взаимодействия» – часть фрагмента, поясняющая механизм диффузии). Фрагменты из набора диапозитивов по молекулярной физике (броуновское движение, броуновское движение тел крупного размера, фотографии броуновских частиц).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Модель 3.1. Броуновское движение.
  • Рисунок 3.1.1. Траектория броуновской частицы.
На дом. 3; задача N 7 из упр. 1; повторить 11 (Взаимное притяжение и отталкивание молекул) из «Физика-7» и ответить на вопросы к нему.

УРОК 4/4. Силы взаимодействия молекул.
Методическое указание. Этот урок и предыдущий можно объединить в один.
Основное содержание учебного материала. Характерные особенности взаимодействия молекул. Обсуждение следующих вопросов: какова природа межмолекулярных сил? Как действуют силы притяжения и отталкивания: одновременно или поочередно? Чему равен радиус действия межмолекулярных сил?
Решение задач типа N 91ТЗ, 91Т4 из [12].
Демонстрации. Фрагмент «Молекулы и силы их взаимодействия» (часть о молекулярном взаимодействии) из кинофильма «Молекулы и молекулярное движение». Прилипание стеклянной пластинки к воде и керосину [4], опыт 54, сцепление свинцовых цилиндров; [4], опыт 55. Фрагмент из набора диапозитивов по молекулярной физике (силы взаимодействия тел крупного размера).
На дом. 4; задача N 461 – Рымкевич; повторить 10, 11 (Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. «Физика-7»).

УРОК 4'/4'. Строение газообразных, жидких и твердых тел.
Основное содержание учебного материала. Объяснение на основе МКТ различия и сходства теплового движения частиц газов, жидкостей и твердых тел. Обсуждение вопросов: почему газы заполняют весь предоставленный им объем? Как объяснить малую сжимаемость жидкостей? Имеет ли жидкость свою форму и почему? На чем основано свойство твердых тел сохранять форму и объем? Решение задачи типа: «Из скольких атомов состоит железный предмет массой 500 г?»
Демонстрации. Модели пространственных решеток кристаллов; [2], опыт 94 или набор таблиц. Фрагмент «Три состояния вещества» из кинофильма «Изменение агрегатных состояний веществ».
Интерактивные модели, основные иллюстрации. На дом. 5; повторить 1 («Физика-10»); 1,2 (Тепловое движение. Внутренняя энергия. «Физика-8»).

УРОК 5/5. Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории.
Основное содержание учебного материала. Свойства газов. Идеальный газ – простейшая модель реального газа. Характеристики теплового движения молекул газа (скорость теплового движения, средний квадрат скорости). Разбор вопросов: характеризуя понятия «идеальный газ»: каковы его главные признаки (свойства)? Какая закономерность выводится на основе этих признаков? Каковы условия применимости понятия «идеальный газ»? Как с точки зрения МКТ объяснить способность газа оказывать давление на стенки сосуда любой формы и размера? Кратковременная письменная работа. Ее примерное содержание см. в [10], с. 128, 129.
На дом. 6; повторить 33, 35 (Давление. Единицы давления. Давление газа. «Физика-7»); 40 (Сила и импульс. «Физика-9»).


УРОК 6/6. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа.
Основное содержание учебного материала. Вывод основного уравнения МКТ идеального газа и трактовка этого уравнения. Обсуждение вопросов: можно ли говорить о давлении, оказываемом одной молекулой на стенки сосуда, о концентрации применительно к одной молекуле? Решение задачи N 472 – Рымкевич.
Демонстрации. Модель давления газа; [4], опыт 71.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 3.2.1. Упругое столкновение молекулы со стенкой.
  • Рисунок 3.2.2. Определение числа столкновений молекул с площадкой S.
На дом. 8; вопросы к 8, задачи N 9, 10 из упр. 1; подготовьте рассказ о давлении газа по плану: что характеризует данная величина? Какова формула для ее расчета? Каково наименование этой величины? Как можно измерить давление?

УРОК 7/7. Решение задач на основное уравнение МКТ идеального газа.
Основное содержание учебного материала. Решение задач типа:

  • Выразите плотность газа через концентрацию.
  • Используя основное уравнения МКТ, получите формулу , где ρ – плотность газа.
  • Рассчитайте давление, оказываемое молекулами азота на стенки сосуда, если средний квадрат скорости движения его молекул равен 0,5·106 м22, а плотность азота 1,25 кг/м3.
  • Изменилось ли давление идеального газа, если концентрация его молекул уменьшилась в 4 раза, а средняя кинетическая энергия их поступательного движения увеличилась в 4 раза? Ответ обоснуйте.
  • Чему равна средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул водорода, если он находится в сосуде объемом 5·10-3 м3 под давлением 2·105 Па, а его масса составляет 1 кг?
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
  • Рисунок 3.2.5. Зависимость давления газа от температуры при V = const.
На дом. Задачи N 11, 12 из упр. 1 и N 467, 473 – Рымкевич; итоги гл. 1 (учебник, с. 23-24).

УРОК 8/8. Температура. Тепловое равновесие. Определение температуры.
Основное содержание учебного материала. Макроскопические параметры состояния газа. Понятие теплового равновесия. Температура - характеристика состояния теплового равновесия системы. Измерение температуры. Величины, одинаковые для тел, находящихся в тепловом равновесии.
Демонстрации. Измерение температуры; [4], опыт 57. Диафильм «Измерение температуры».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 3.2.5. Зависимость давления газа от температуры при V = const.
На дом. 9,10; вопросы к материалу на с. 27, 29 учебника. И такие вопросы:
  • какая величина одинакова для газов, находящихся в состоянии теплового равновесия?
  • Каким образом она связана с объемом, давлением и числом молекул газа;
  • Как это можно показать экспериментально для нескольких газов?

УРОК 9/9. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул.
Основное содержание учебного материала. Абсолютный нуль температур. Абсолютная шкала температур. Постоянная Больцмана, ее физический смысл. Температура – мера средней кинетической энергии молекул. Обсуждение вопросов:

  • Можно ли говорить о температуре одной или нескольких молекул;
  • Газ нагрели от 20 до 80°С; каково изменение температуры газа по шкале Цельсия? по шкале Кельвина? Сравните полученный результат и сделайте вывод.

  • Используя формулы и , выведите формулу, выражающую зависимость давления идеального газа от температуры; полученное выражение поясните с точки зрения МКТ. Решение задач N 478, 480 – Рымкевич.
    Демонстрации. Диафильм «Измерение температуры».
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Рисунок 3.2.3. Распределение молекул по скоростям. T2 > T1.
    • Модель 3.4. Распределение Максвелла.
    • Модель 3.3. Диффузия газов.
    • Рисунок 3.2.4. Газовый термометр с постоянным объемом.
    • Модель 3.5. Полупроницаемая мембрана.
    На дом. 11; задачи N 2-4 из упр. 2.

    УРОК 10/10. Измерение скоростей молекул газа.
    Основное содержание учебного материала. Опыт Штерна по определению скоростей движения молекул газа. Формула для расчета средней квадратичной скорости. Решение задачи типа: «Температура поверхностного слоя Солнца (фотосферы) около 6000 К. Фотосфера в основном состоит из атомов водорода. Смогут ли все атомы водорода улететь с поверхности Солнца? Вторая космическая скорость для Солнца = 6·105 м/с». Решение задачи N 487 – Рымкевич.
    Демонстрации. Диафильм «Измерение температуры», видеофильм «Скорости молекул газа».
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 3.2.2. Определение числа столкновений молекул с площадкой S.
    • Рисунок 3.2.3. Распределение молекул по скоростям. T2 > T1.
    • Модель 3.4. Распределение Максвелла.
    На дом. 12; задачи N 2-4 из упр. 2.

    УРОК 11/11. Уравнение состояния идеального газа.
    Основное содержание учебного материала. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Универсальная газовая постоянная. Решение задач типа: в табл. 1 (см. [*], с. 53) приведены значения параметров состояния газа. Определите недостающие в каждой строчке параметры; при каком давлении 1 моль идеального газа имеет температуру 177°С? Объем газа 1 л; рассчитайте плотность кислорода при температуре 12°С и давлении 105 Па.
    Демонстрации. Зависимость между объемом, давлением и температурой для данной массы газа; [2], опыт 61.
    На дом. 13; задачи 490, 491 – Рымкевич.

    УРОК 12/12. Газовые законы (изопроцессы в газах).
    Основное содержание учебного материала. Определение изопроцесса (изотермического, изобарного, изохорного). Математическое выражение каждого газового закона и график соответствующего изопроцесса. Границы применимости газовых законов. Систематизация материала в виде таблицы II (см.[*], с. 53.).
    Методическое указание. На уроке заполняются графы для изотермического расширения, изохорного нагревания и изобарного сжатия.
    Демонстрации. Изотермический, изобарный и изохорный процессы; [4], опыты 58-60.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Модель 3.6. Изотермический процесс.
    • Рисунок 3.3.1. Семейство изотерм на плоскости (p, V). T3 > T2 > T1.
    • Модель 3.7. Изохорный процесс.
    • Рисунок 3.3.2. Семейство изохор на плоскости (p, T). V3 > V2 > V1.
    • Модель 3.8. Изобарный процесс.
    • Рисунок 3.3.3. Семейство изобар на плоскости (V, T). p3 > p2 > p1.
    На дом. 14; заполнить табл. II [*] для изотермического сжатия, изохорного охлаждения и изобарного расширения; задача N 1 из упр. 3.

    УРОК 13/13. Решение задач на применение уравнения состояния идеального газа и изопроцессы.
    Методическое указание. Здесь и далее в некоторых перечнях задач, рекомендуемых для разбора и решения на соответствующем уроке, приведено значительно большее их количество. Нормирование и включение тех или иных из возможных задач в учебный процесс зависит от самого учителя.
    Основное содержание учебного материала. Решение задач N 481, 493, 494, 495*, 498, 519, 532, 536, 538 – Рымкевич и подобных следующей: на рис. 1 ([*], с. 53) изображены процессы изменения состояния некоторой массы газа. Назовите их, напишите уравнение для процесса 2-3, изобразите графики процессов в системе координат р, Т и р, V.
    На дом. Задачи N 3, 5, 10 из упр. 3 и такая: на рис. 2 ([*] с.53) показаны процессы изменения состояния определенной массы газа. Назовите их, напишите уравнение для процесса 1-2, изобразите графики процессов в системе координат р, V и V, Т.

    УРОК 14/14. Решение задач. Подготовка к лабораторной работе N 1.
    Основное содержание учебного материала. Решение задач N 481, 532 – Рымкевич и такого типа:

  • Плотность газа равна 6·10-2 кг/м3. Средний квадрат скорости молекул этого газа составляет 500 м22. Рассчитайте давление, оказываемое газом на стенки сосуда;
  • Какое количество вещества содержится в газе, если при давлении 200 кПа и температуре 240 К его объем равен 40 л?

  • Методическое указание. Учащиеся должны прочитать материал о подсчете абсолютной и относительной погрешности измерений (с. 204-207 учебника).
    На дом. Упр. 3 (2*, 4, 7, 8, 13); задачи N 503, 523 – Рымкевич; ознакомиться с описанием в учебнике лабораторной работы N 1.

    УРОК 15/15. Лабораторная работа N 1 «Опытная проверка закона Гей-Люссака (или другого изопроцесса)».
    Методическое указание. Проводится опытная проверка закона Бойля – Мариотта или Гей-Люссака (по учебнику с. 207-208, на усмотрение учителя).
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Компьютерная лабораторная работа. N 3.1. Изотермический процесс.
    • Компьютерная лабораторная работа. N 3.2. Изохорный процесс.
    • Компьютерная лабораторная работа. N 3.3. Изобарный процесс.
    (Одна на усмотрение учителя)
    На дом. Итоги гл. 2 (с.36); задачи N 469, 496, 539 – Рымкевич; упр. 3(9)

    УРОК 15'/15'. Свойства газов и их применение. Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Свойства газов. Использование свойств газов в технике. Разбор вопросов:

    • Почему газы сравнительно легко сжимаются, оказывают давление на стенки сосуда любой формы и размера, занимают весь предоставленный объем;
    • Как объяснить применение газа в качестве амортизатора, рабочего тела в тепловых двигателях; какие свойства газов при этом используются;
    • Для чего в технике применяют баллоны со сжатым кислородом, ацетоном, водородом и другими газами;
    • Почему в изотермическом процессе давление газа увеличивается при уменьшении его объема;
    • Почему в изохорном процессе увеличивается давление газа при повышении его температуры?
    На дом. Задачи N 466, 480, 540* – Рымкевич.

    УРОК 16/16. Повторительно-обобщающий урок по пройденному материалу. Кратковременная письменная работа.
    Основное содержание учебного материала. Опытные факты, послужившие базой для разработки МКТ. Основные положения МКТ. Краткая характеристика идеального газа (его основные признаки, условия применимости этой идеализации). Основное уравнение МКТ идеального газа и величины, входящие в него. Условия применимости уравнений и следствий, вытекающих из теории. Экспериментальные доказательства справедливости МКТ газов.
    Методическое указание. Примерное содержание контрольной работы (продолжительностью около 20 мин) см, в [10], с. 134, задачи N1 и 2.
    На дом. Повторить 17, 18 (Испарение. Поглощение энергии при испарении. «Физика-8») и ответить на вопросы к этим параграфам.

    УРОК 17/17. Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры.
    Основное содержание учебного материала. Итоги письменной работы, проведенной на предыдущем уроке. Ненасыщенный и насыщенный пар. Давление насыщенного пара и его зависимость от температуры. Обсуждение вопросов: Почему испарение жидкости происходит при любой температуре? Как объяснить, что динамическое равновесие у разных жидкостей наступает при различных температурах? почему давление насыщенного пара не зависит от объема? Используя таблицу на переднем форзаце учебника, постройте график p = р(Т) – зависимости давления насыщенных паров воды от температуры, и сделайте вывод.
    Демонстрации. Свойства насыщенных паров; [4], опыт 77. Кинофрагмент «Насыщенный пар».
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Модель 3.9. Испарение и конденсация.
    • Рисунок 3.4.1. Изотермы реального газа. Область I – жидкость, область II – двухфазная система «жидкость + насыщенный пар», область III – газообразное вещество. K – критическая точка.
    • Модель 3.10. Изотермы реального газа.
    • Рисунок 3.4.2. Типичная фазовая диаграмма вещества. K – критическая точка, T – тройная точка. Область I – твердое тело, область II – жидкость, область III – газообразное вещество.
    На дом. 15,16 (часть до пункта «Кипение», с.48 ); вопрос: почему с увеличением температуры давление насыщенного пара в закрытом сосуде растет быстрее, чем давление идеального газа? Повторить 19 (Кипение. «Физика-8»).

    УРОК 17'/17'. Зависимость температуры кипения жидкости от давления.
    Основное содержание учебного материала. Кипение. Объяснение кипения на основе МКТ. Зависимость температуры кипения жидкости от давления. Обсуждение вопросов:

  • При кипении жидкости из нее вылетают наиболее быстрые молекулы. Почему же пар не имеет более высокую температуру, чем жидкость; почему кипение происходит при постоянной температуре, а испарение сопровождается понижением температуры;
  • У какой жидкости температура кипения ниже, чем у воды? Где в технике применяются такие жидкости?
  • Как зависит температура кипения от давления? Приведите примеры использования этой зависимости в технике.

  • Демонстрации. Кипение воды при пониженном давлении: [4], опыт 79.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Рисунок 3.4.1. Изотермы реального газа. Область I – жидкость, область II – двухфазная система «жидкость + насыщенный пар», область III – газообразное вещество. K – критическая точка.
    • Модель 3.10. Изотермы реального газа.
    На дом. 16 до конца, вопросы N 2-5* из упр. 4.

    УРОК 18/18. Влажность воздуха и ее измерение.
    Основное содержание учебного материала. Относительная влажность воздуха. Ее измерение психрометром. Практическое значение влажности. Разбор вопросов:

  • При температуре воздуха t = 26°С влажный термометр психрометра показывает t = 22°С. Каково будет его показание при понижении температуры до t = 16°С, если относительная влажность не изменилась; используя психрометрическую таблицу, определите недостающие величины в каждой строке табл. 111 (см.[*], с. 54).

  • Демонстрации. Устройство и принцип действия психрометра [4], опыт 82.
    На дом. 17, упр. 4 (6, 7); итоги главы 4 (с. 53), упр., вопросы:
  • Можно ли определить при помощи психрометра относительную влажность воздуха, температура которого ниже 0°С;
  • Чему равна относительная влажность, если пары насыщенные?
  • УРОК 18'/18'. Свойства поверхности жидкости. Поверхностное натяжение.
    Основное содержание учебного материала. Объяснение явления поверхностного натяжения на основе МКТ. Сила поверхностного натяжения как характеристика свойств поверхностного слоя жидкости; измерение этой силы. «Силовая» трактовка поверхностного натяжения. Решение задач и обсуждение вопроса: что означает утверждение: «Коэффициент поверхностного натяжения воды равен 7,3·10-2 Н/м, спирта – 2,2·10-2 Н/м, мыльного раствора – 5·10-2 Н/м»?
    Демонстрации. Сокращение поверхности мыльных пленок; [4], опыт 84. Кадры N 3, 9, 10, 14-16 из диафильма «Свойства жидкостей».
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 3.5.3. Подвижная сторона проволочной рамки в равновесии под действием внешней силы и результирующей сил поверхностного натяжения.
    • Рисунок 3.5.4. Сечение сферической капли жидкости.
    На дом. Задание (выполняется по желанию): положите в сосуд с водой кусочки бумаги. Поочередно прикасайтесь к воде вблизи них кусочками мыла и сахара. Почему при опускании мыла они удаляются от места прикосновения, а при опускании сахара – приближаются?

    УРОК 18"/18". Явления смачивания и капиллярности.
    Основное содержание учебного материала. Объяснение смачивания на основе МКТ. Форма поверхности смачивающей и несмачивающей жидкости в капилляре. Расчет высоты подъема и опускания жидкости в капилляре. Учет и применение смачивания и капиллярности в технике, сельском хозяйстве. Решение задач.
    Демонстрации. Капиллярное поднятие жидкости; [2], опыты 87, 89. Кадры N 21-28, 38-40 из диафильма «Свойства жидкостей» или кинофильм «Капиллярные явления в природе и технике».
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 3.5.5. Краевые углы смачивающей (1) и несмачивающей (2) жидкостей.
    • Рисунок 3.5.6. Подъем смачивающей жидкости в капилляре.
    На дом. Задание (выполняется по желанию): опустите в стакан с глицерином капиллярную трубку. Определите коэффициент поверхностного натяжения глицерина, если его плотность 1260 кг/м3.

    УРОК 19/19. Строение, свойства кристаллических и аморфных тел.
    Основное содержание учебного материала. Свойства монокристаллов (правильность геометрической формы, наличие определенной температуры плавления, анизотропия) и аморфных тел (изотропность). Строение монокристаллов (модель идеального кристалла) и аморфных тел. Обсуждение вопросов:

  • Два кубика – один из оконного стекла, другой из монокристалла кварца – опущены в горячую воду; сохранят ли они свою форму?
  • Почему в таблицах температур плавления различных веществ нет температуры плавления стекла?

  • Демонстрации. Рост кристаллов [2], опыт 93. Кинофильм «Строение и свойства кристаллов» или диафильм «Кристаллы».
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Рисунок 3.6.1. Кристаллическая решетка поваренной соли.
    • Рисунок 3.6.2. Простые кристаллические решетки: 1 – простая кубическая решетка; 2 – гранецентрированная кубическая решетка; 3 – объемноцентрированная кубическая решетка; 4 – гексагональная решетка.
    • Рисунок 3.6.3. Структура металлического кристалла.
    На дом. 18,19; повторить 14-16 (плавление и отвердевание кристаллических и аморфных тел. График плавления и отвердевания. Удельная теплота плавления. «Физика-8»); 4 («Физика-10»).

    УРОК 20/20. Виды деформации твердых тел.
    Основное содержание учебного материала. Упругая и пластическая деформация. Виды деформации твердых тел и их качественное объяснение на основе МКТ. Относительное удлинение. Разбор вопросов:

  • Что означает утверждение: «Относительное удлинение равно 1/2 (или 1)»;
  • Как в современной технике и в строительстве добиваются облегчения конструкций и экономии материала?

  • Демонстрации. Упругая и остаточная деформации; [4], опыты 98, 100. Набор таблиц по деформации. Кинофрагменты «Деформация растяжения и сжатия», «Деформация сдвига».
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Рисунок 3.7.1. Некоторые виды деформаций твердых тел: 1 – деформация растяжения; 2 – деформация сдвига; 3 – деформация всестороннего сжатия.
    На дом. 20; повторить 26 (Сила упругости, закон Гука «Физика-9»).

    УРОК 21/21. Механические свойства твердых тел.
    Основное содержание учебного материала. Закон Гука для деформации растяжения (или сжатия). Условия применимости этого закона. Модуль упругости. Обсуждение вопросов: что означают утверждения:

  • Модуль упругости материала равен 7·1010 Па?;
  • Механическое напряжение равно 5000 Па (3 Па, 16 Па)?

  • Решение задачи N 606 – Рымкевич.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Рисунок 1.12.1. Деформация растяжения (x > 0) и сжатия (x < 0). Внешняя сила .
    • Модель 1.14. Закон Гука.
    • Рисунок 3.7.2. Типичная диаграмма растяжения для пластичного материала. Голубая полоса – область упругих деформаций.
    На дом. 21, 22; задания: используя передний форзац учебника, найдите значение модуля упругости алюминия, железа, резины. Дайте определение физического смысла модуля упругости для каждого случая, укажите на диаграмме растяжения материала области упругих деформаций (применимости закона Гука) и пластических деформаций.

    УРОК 22/22. Решение задач. Подготовка к лабораторной работе N 2.
    Основное содержание учебного материала. Обсуждение вопросов типа N 595-598 – Рымкевич и решение задач N 601, 603, 605, 610 – Рымкевич, упр 5(5), разбор задачи на с. 63 учебника. Анализ инструкции в учебнике по выполнению лабораторной работы N 2, с. 208-209.
    На дом. Задачи N 4, 6 из упр. 5.

    УРОК 22'/22'. Лабораторная работа N 2 «Измерение модуля упругости резины».
    Методическое указание. При выполнении работы целесообразно нагружать чашечку весов гирьками соответственно в 2, 4, 6, 8 и 10 г. после ее окончания полезно предложить учащимся следующее задание: по полученным данным постройте график растяжения резины F = f(l).
    На дом. Задачи N 3, 5 из упр. 5 и N 603, 606 – Рымкевич.

    УРОК 23/23. Пластичность и хрупкость.
    Основное содержание учебного материала. Пластичные и хрупкие материалы. Выполнение задания: рассчитайте силу, необходимую для разрыва медной проволоки диаметром 0,3 мм. Полученный результат проверьте на опыте. Решение задач N 612, 613 – Рымкевич.
    Демонстрации. Кинофильм «Механические свойства твердых тел».
    На дом. 22, задачи N 607, 609, 614 – Рымкевич; повторить 21 («Физика-10»). Итоги гл. 5, с. 64.

    УРОК 23'/23'. Применение и учет деформаций в технике. Проблема создания материалов с заданными свойствами.
    Основное содержание учебного материала. Применение и учет деформаций в строительстве, машиностроении, приборостроении. Пути создания материалов с заранее заданными свойствами; управление их свойствами и структурой, технологией обработки.
    На дом. Вопросы:

  • Как объяснить с точки зрения МКТ процессы испарения, конденсации и кипения, явление смачивания и несмачивания, особенности строения и свойств жидкостей, твердых тел, возникновение упругих сил при деформации образца;
  • По каким формулам (запишите их) рассчитывают: относительную влажность воздуха, силу поверхностного натяжения, высоту подъема (опускания) жидкости в капилляре;
  • Какова формула закона Гука?
  • УРОК 24/24. Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Решение задач типа N 569 – Рымкевич и следующих:

  • Рассчитайте массу молекулы брома (Вr);
  • Может ли газ при температуре –40°С иметь среднюю кинетическую энергию поступательного движения молекул, равную 4,6·10-21 Дж;
  • В баллонах для акваланга находится воздух при температуре 30°С и давлении 150·105 Па. Аквалангист погрузился в море с температурой воды 5°С. Каким стало давление воздуха в баллонах (его объем считайте постоянным)?

  • На дом. Задачи типа N 563, 604 – Рымкевич и следующей:
  • В одном цилиндре под поршнем находится идеальный газ, а в другом – насыщенный пар. Как изменится их давление, если уменьшить объем газа и пара в 2 раза, не изменяя температуры?
  • УРОК 25/25. Подготовка к контрольной работе по теме «Основы молекулярно-кинетической теории».
    Основное содержание учебного материала. Обсуждение вопросов и решение задач типа:

    • Объясните с точки зрения МКТ основные свойства газов, а также причину броуновского движения;
    • Почему можно деформированному шарику для настольного тенниса придать первоначальную форму, опустив его в горячую воду;
    • Какова средняя квадратичная скорость, кинетическая энергия молекул азота при температуре 27°С?
    • Баллон объемом 50 л наполнен кислородом при температуре 27°С и давлении 20·105 Па. Сколько в нем находится молей кислорода и какова их масса?
    • Определите массу молекулы кадмия (Cd);
    • Метеорологический шар, наполненный водородом, поднимается на высоту, где температура воздуха 0°С. Давление внутри шара при этой температуре 1,5·105 Па. Какова плотность водорода в шаре?
    • Напишите уравнение зависимости напряжения от модуля Юнга, которое соответствует графику зависимости механического напряжения образца от относительного удлинения.
    • Почему с увеличением температуры давление насыщенного пара в закрытом сосуде растет быстрее, чем давление идеального газа?
    На дом. Задачи N 477, 482, 502, 608 – Рымкевич.

    УРОК 26/26. Контрольная работа N 1 «Основы молекулярно-кинетической теории».

    УРОК 27/27. Обобщающее занятие по теме «Основы молекулярно-кинетической теории».
    Основное содержание учебного материала. Итоги контрольной работы. Структура физической теории (значение исходных фактов, гипотезы, эксперименты), ее эвристическая роль и границы применимости.
    На дом. Повторить 2, 3 (Внутренняя энергия и способы ее изменения. «Физика-8»).

    УРОК 28-30. Резервное время. Повторение материала.
    Основные знания и умения. Знать понятия, физические величины и их единицы (относительная молекулярная масса, молярная масса, количество вещества; температура, идеальный газ; давление насыщенного газа, относительная влажность, точка росы; поверхностное натяжение; кристаллы (моно- и поликристаллы), анизотропия кристаллов; аморфные тела; деформация и ее виды, механические напряжения, абсолютное и относительное удлинение);
    – фундаментальные экспериментальные факты (опыт Штерна); законы (основные положения МКТ, основное уравнение МКТ, уравнение состояния идеального газа и его частные случаи для постоянных значений температуры, объема и давления, закон Гука) и формулы (формула зависимости давления и плотности насыщенного пара от температуры).
    Уметь объяснять на основе МКТ свойства газообразных, жидких и твердых тел, броуновское движение;
    – читать и строить графики;
    – решать задачи на основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева-Клапейрона, на формулу связи абсолютной температуры газа и средней кинетической энергии молекул, на определение влажности воздуха;
    – пользоваться измерительными приборами: барометром, термометром, металлическим манометром;
    – объяснять устройство и принцип действия психрометра, определять с помощью психрометра влажность воздуха.

     

    НазадВперёд
    К содержанию