Примерное поурочное планирование

НазадВперёд

Примерное поурочное планирование 9 класс

ТЕМЫ

  1. Основы кинематики (19 ч)
  2. Основы динамики (28 ч)
  3. Законы сохранения (19 ч)
  4. Механичеcкие колебания и волны (20 ч)

ТЕМА 4. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (10ч)

УРОК 67/1. Колебания тела на пружине.
Основное содержание учебного материала. Колебания. Периодическое движение. Колебательная система. Колебательное движение под действием силы упругости. Гармонические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Скорость и ускорение при колебательном движении. Обсуждение вопросов 4, 5 к 53.
Методическое указание. Часть урока отводится на обсуждение итогов контрольной работы.
Демонстрации. [5], опыты 1 и 2.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 2.1.1. Механические колебательные системы.
  • Рисунок 2.1.2. Стробоскопическое изображение гармонических колебаний.
  • Рисунок 2.1.3. Амплитуда, период, начальная фаза и частота разных гармонических колебаний.
  • Рисунок 2.1.4. Графики координаты x(t), скорости v(t) и ускорения a(t) тела, совершающего гармонические колебания.
На дом. 53, вопросы 1-3, 6, 7 к 53.

УРОК 68/2. Энергия колебательного движения.
Основное содержание учебного материала. Потенциальная и кинетическая энергия в колебательном движении. Полная механическая энергия системы, ее формула. Связь амплитуды и максимальной скорости колебания тела на пружине. Разбор вопроса 5 к 54. Решение задач N 409, 410, 415 – Рымкевич.
Демонстрации. [5], опыт 2.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Модель 2.4. Превращения энергии при колебаниях.
  • Рисунок 2.4.1. Превращения энергии при свободных колебаниях.
  • Рисунок 2.4.2. Затухающие колебания.
На дом. 54; вопросы 1-4 к 54; задачи N 413, 414 – Рымкевич.

УРОК 69/3. Геометрическая модель колебательного движения.
Основное содержание учебного материала. Геометрическая модель колебательного движения. Формула периода колебаний пружинного маятника. Зависимость координаты колеблющегося тела от времени (в ознакомительном плане). Решение задач N 3 из упр. 31 и такого типа: «На рисунке представлен график зависимости координаты тела, совершающего гармонические колебания, от времени. Чему равна амплитуда колебаний?»
Демонстрации. [5], опыты 3 и 6.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Модель 2.1. Гармонические колебания.
  • Рисунок 2.2.1. Колебания груза на пружине. Трения нет.
  • Модель 2.2. Колебания груза на пружине.
  • Компьютерная лабораторная работа N 2.1. Колебания груза на пружине.
На дом. 55; вопросы 1-4 к 55: задачи N 1, 2 из упр.31.

УРОК 70/4. Математический маятник.
Основное содержание учебного материала. Понятие математического маятника. Сила, вызывающая колебания математического маятника. Единый характер закономерностей колебательного движения математического и пружинного маятников. Графическое представление гармонических колебаний. Разбор вопросов 5-7 к 56; решение задачи N 1 из упр. 32 и N 424 – Рымкевич.
Демонстрации. [5], опыты 4 и 5.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 2.3.1. Математический маятник. φ – угловое отклонение маятника от положения равновесия, x = lφ – смещение маятника по дуге.
  • Модель 2.3. Математический маятник.
  • Компьютерная лабораторная работа N2.2. Математический маятник.
На дом. 56; вопросы 1-4 к 56; задача N 2 из упр. 32.

IV четверть

УРОК 71/5. Лабораторная работа N 8 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника».
Основное содержание учебного материала. Измерение периода колебаний маятника и расчет ускорения свободного падения (см. с. 185 учебника).
На дом. Задачи N 3, 4 из упр. 32 и N 425, 426, 427 – Рымкевич.

УРОК 72/6. Колебания и внешние силы.
Основное содержание учебного материала. Условия возникновения свободных колебаний. Затухающие колебания. Вынужденные колебания и их характерные особенности. Условия возникновения резонанса. Зависимость вида резонансных кривых от трения в колебательных системах, рассмотрение рис. 164 учебника. Применение резонанса и борьба с ним. Разбор вопросов и решение задач типа:

  • при изучении колебательного движения используют понятие математического маятника. Зачем это делают? Какими свойствами наделяют реальный маятник, чтобы его можно было принять за математический? Укажите силы, действующие на математический маятник в момент его отклонения в крайнее левое положение; его мгновенную скорость и ускорение движения в этот момент;
  • к пружине жесткостью 50 Н/м прикреплен груз массой 0,2 кг. Пружину растянули на 0,25 м, а затем отпустили. Определите: а) наибольшую скорость движения груза; б) полную энергию колебательной системы; в) период колебаний (массой пружины и трением в системе можно пренебречь).

  • Демонстрации. [5], опыты 1, 8-10, 13 (затухающие колебания алюминиевой пластинки между полюсами магнита по описанию к прибору «Трансформатор универсальный»); фрагменты из кинофильмов «Колебания и волны» (ч.1), «Резонанс».
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.
    • Рисунок 2.5.1. Вынужденные колебания груза на пружине
    • Модель 2.5. Вынужденные колебания.
    • Рисунок 2.5.2. Резонансные кривые при различных уровнях затухания
    На дом. 57; вопросы 1-4 к 57; задачи N 1, 2 из упр. 33; «Самое важное в восьмой главе», с. 161 учебника.

    УРОК 73/7. Что такое волна?
    Основное содержание учебного материала. Понятие волны. Характеристики волны: скорость ее распространения, длина, частота. Различие понятий «скорость волны» и «скорость движения частиц среды». Волна – переносчик энергии. Решение задач N 435, 436 – Рымкевич.
    Демонстрации. [5], опыты 31, 32. Кинофильм «Колебания и волны» (ч. 2).
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Модель 2.6. Продольные и поперечные волны.
    • Рисунок 2.6.4. «Моментальные фотографии» бегущей синусоидальной волны в момент времени t и t + Δt.
    На дом. Введение к гл. 9; 58, 54 (повторить).

    УРОК 74/8. Два вида волн.
    Основное содержание учебного материала. Характерные особенности двух видов волн – продольных и поперечных, механизм их распространения. Разбор вопросов 3, 4 к 59; решение задачи N 1 из упр. 34.
    Демонстрации. [З], опыт 31.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Модель 2.6. Продольные и поперечные волны.
    • Рисунок 2.6.1. Распространение поперечного волнового импульса по натянутому резиновому жгуту.
    • Рисунок 2.6.2. Распространение продольного волнового импульса по упругому стержню.
    • Рисунок 2.6.5. Образование стоячей волны в струне, закрепленной на обоих концах.
    На дом. 59; вопросы 1, 2, 5, 6 к 59; задачи N 2, 3 из упр.34.

    УРОК 75/9. Звуковые волны. Свойства звука. Звуковые явления.
    Основное содержание учебного материала. Источники звука. Процесс распространения звука: источник звука – передающая среда – приемник. Скорость звука. Громкость и высота тона – субъективные характеристики звука. Отражение звука. Звуколокация. Условия возникновения акустического резонанса. Эхо. Разбор вопросов 5, 6 к 60; N 2, 3 к 61; N 1, 3 к 62. Решение задач N 2, 5 из упр. 35, N 2 из упр. 36.
    Методическое указание. Рекомендуется использовать лекционный метод изложения материала в сочетании с демонстрацией опытов и разбором качественных вопросов.
    Демонстрации. [5], опыты 39-41, 43, 45, 47, 53.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Модель 2.7. Нормальные моды струны.
    • Рисунок 2.6.6. Первые пять нормальных мод колебаний струны, закрепленной на обоих концах.
    • Рисунок 2.7.1. Стоячие волны в органной трубе, закрытой с одного конца и открытой с другого. Стрелками показаны направления движения частиц воздуха в течение одного полупериода колебаний.
    • Рисунок 2.7.2. Относительные интенсивности гармоник в спектре звуковых волн, испускаемых камертоном, пианино и низким женским голосом (альт), звучащими на ноте "ля" контроктавы (f1 = 220 Гц).
    • Модель 2.8. Биения
    • Рисунок 2.7.3. Биения, возникающие при наложении двух звуковых волн с близкими частотами.
    • Модель 2.9. Эффект Доплера.
    На дом. 60-62; вопросы 1-4 к 60; 1, 2 к 61; 2, 4 к 62; задачи N 1, 3, 4 из упр. 35; N 1 из упр. 36.

    УРОК 76/10. Повторение и обобщение материала по теме «Механические колебания и волны».
    Основное содержание учебного материала. Изменение скорости и ускорения при колебательном движении. Формулы периода колебаний пружинного и математического маятников. График зависимости координаты от времени при гармонических колебаниях. Резонанс. Механизм распространения волн. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом. Решение задач N 412, 420, 427, 434, 442, 448 – Рымкевич.
    На дом. «Самое важное в десятой главе», с. 172 учебника. Подготовиться к контрольной работе (задания даются по усмотрению учителя).

    УРОК 76/10'. Контрольная работа N 5 «Механические колебания и волны».

    Основные знания и умения. Знать физические явления, физические величины и их единицы (колебательная система, свободные колебания и условия их существования, амплитуда, период, частота, затухающие колебания, волна (поперечная, продольная), длина и скорость волны, звуковые волны, громкость и высота звука); законы (период колебаний математического маятника, превращение энергии при колебательном движении) и формулы (связь между скоростью, длиной и частотой волны).
    Уметь объяснять причины затухания свободных колебаний; читать и рисовать графики гармонических колебаний; вычислять координату и скорость, период и частоту колебаний колеблющегося тела; экспериментально определять ускорение свободного падения при помощи математического маятника; объяснять принцип распространения волн в различных средах; объяснять различие между графиком гармонических колебаний и рисунком волны, распространяющейся вдоль оси.

    УРОК 77/11. Обобщающее занятие по курсу «Механика».
    Основное содержание учебного материала. Выбирается по усмотрению учителя. Краткие итоги контрольной работы.
    На дом. Заключение, с.172-175 учебника.

    УРОК 78-88. Лабораторный физический практикум.
    Методическое указание. См. примечания к выполнению физпрактикума для 11-го класса. Оптимальным является выполнение пяти двухчасовых работ из перечня, предусмотренного программой.

    НазадВперёд
    К содержанию