Примерное поурочное планирование

НазадВперёд

Примерное поурочное планирование 9 класс

ТЕМЫ

  1. Основы кинематики (19 ч)
  2. Основы динамики (28 ч)
  3. Законы сохранения (19 ч)
  4. Механические колебания и волны (20 ч)

III четверть

ТЕМА 3. ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ (19 ч)

УРОК 48/1. Сила и импульс.
Основное содержание учебного материала. Физические величины со свойством сохранения. Импульс тела. Импульс силы. Еще одна формулировка второго закона Ньютона. Разбор вопросов 5-7 к 40; решение задач N 3, 5 из упр. 21.
Методическое указание. Часть урока отводится на подведение итогов контрольной работы.
На дом. Введение к главе 6, с. 110; 40, вопросы 1-4 к 40; задачи N1, 2 из упр. 21 и задание на с. 112.

УРОК 49/2. Закон сохранения импульса.
Основное содержание учебного материала. Понятие замкнутой системы. Запись уравнения закона сохранения импульса в векторной форме и в проекциях на оси координат. Разбор вопросов 3,4 к 41; решение задач N 315, 316 – Рымкевич.
Методическое указание. При объяснении материала полезно привести фрагменты из работ Р.Декарта и Х.Гюйгенса о сохранении импульса. ([21], с. 200).
Демонстрации. [4], опыт 40; кинофрагмент «Импульс тела. Закон сохранения импульса».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.17.2. Отдача при выстреле из орудия.
На дом. 41, вопросы 1, 2 к 41; анализ решения задачи на с. 114 учебника (решение в общем виде записать в тетрадь).

УРОК 50/3. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Решение задач на определение скорости с использованием закона сохранения импульса (например, вагон при автосцепке), N 318, 319, 322, 327* – Рымкевич и N 3 из упр. 22.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Компьютерная лабораторная работа N 1.7. Упругие и неупругие соударения.
На дом. 41 (повторить); задачи N 1, 2 из упр. 22.

УРОК 51/4. Реактивное движение.
Основное содержание учебного материала. Система двух взаимодействующих тел. Реактивное движение – проявление закона сохранения импульса. Особенности реактивного движения. Устройство ракеты. Расчет ее скорости. Идея и практика использования ракет для космических полетов (К.Э. Циолковский, С.П. Королев, Ю.А. Гагарин). Разбор вопросов 2, 4 к 42; решение задач N 324, 326* – Рымкевич.
Демонстрации. [4], опыты 41, 42; кинофильм «Физические основы космических полетов»; таблицы «Космические полеты», «Орбитальные станции» (астрономия); «Реактивный катер с водометным двигателем».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Модель 1.19. Реактивное движение.
На дом. 42; вопросы 1, 3, 5 к 42; «Самое важное в главе шестой», с. 118.

УРОК 52/5. Работа силы (механическая работа).
Основное содержание учебного материала. Определение работы. Использование материала из курса «Физика-7» («Механическая работа. Единицы работы», 53). Работа положительная, отрицательная и равная нулю. Разбор вопросов 3-5 и выполнение задания к 43; решение задачи N 2 из упр. 23.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Модель 1.20. Механическая работа.
  • Рисунок 1.18.1. Работа силы  : A = Fs cos α = Fss.
На дом. Введение к гл. 7, с. 118, 119; 43; задача N 1 из упр. 23.

Урок 53/6. Работа сил, приложенных к телу.
Основное содержание учебного материала. Связь между работой, произведенной силой, и изменением скорости тела. Формула кинетической энергии. Равенство работы равнодействующей внешних сил любой природы, приложенных к телу, и изменения кинетической энергии тела. Решение задач N 4, 5 из упр. 24; выполнение задания к 44, с. 124.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Модель 1.20. Механическая работа.
  • Рисунок 1.18.2. Графическое определение работы. Δ Ai = FsiΔsi.
На дом. 44, анализ примера решения задачи на с. 123, 124 учебника; задачи N 1, 2, 6 из упр. 24.

УРОК 54/7. Работа силы тяжести.
Основное содержание учебного материала. Применение теоремы о кинетической энергии для вычисления работы. Формула работы силы тяжести. Работа силы тяжести при движении тела по наклонной плоскости. Независимость работы силы тяжести от траектории движения тела. Разбор вопросов 2, 3 к 45; решение задач N 336, 348 – Рымкевич.
Демонстрации. Опыты по рис. 138, 139 учебника.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.19.3. Работа силы тяжести.
На дом. 45; вопросы к 45.

УРОК 55/8. Потенциальная энергия тела, поднятого над землей.
Основное содержание учебного материала. Связь работы силы тяжести с потенциальной энергией тела. формула потенциальной энергии поднятого тела. Нулевой уровень энергии. Потенциальная энергия и устойчивость равновесия. Потенциальная энергия – энергия взаимодействия. Анализ вопросов 3, 4 к 46; решение задач N 3, 4 из упр. 25.
Демонстрации. [4], опыт 39, [22], 4.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Модель 1.21. Кинетическая и потенциальная энергия.
На дом. 46; вопросы 1, 2 к 46; задачи N 1, 2 из упр.25.

УРОК 56/9. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Косвенное измерение и расчет работы силы тяжести, потенциальной энергии тела, на которое действует сила тяжести. Решение задач N 343, 344*, 347 – Рымкевич.
На дом. 45, 46 (повторить); задачи N 332, 338, 347 – Рымкевич.

УРОК 57/10. Работа силы упругости.
Основное содержание учебного материала. Формула работы силы упругости. Равенство работы силы упругости изменению потенциальной энергии, взятому с противоположным знаком. Потенциальная энергия деформированного тела. Разбор вопросов 3-5 к 47. Решение задач N 3, 5 из упр. 26.
Демонстрации. Опыт по рис. 141 учебника.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Модель 1.14. Закон Гука.
На дом. 47; вопросы 1, 2, 4 к 47.

УРОК 58/11. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Расчет работы силы упругости, потенциальной энергии упруго деформированного тела. Решение задач типа N 349, 354-Р и N 4, 6 из упр. 26.
На дом. 41 (повторить); задачи N 1, 3 из упр. 26 и N 352, 353 – Рымкевич.

УРОК 59/12. Закон сохранения полной механической энергии.
Основное содержание учебного материала. Замкнутая система тел. Связь между энергией и работой. Сохранение и взаимное превращение кинетической и потенциальной энергии. Полная механическая энергия. Универсальный характер законов сохранения импульса и энергии. Анализ решения задачи N 2 на с. 133 учебника; разбор вопросов 4, 5 к 48; решение задачи N 4 из упр.27.
Методическое указание. Рекомендуется использовать фрагменты о сохранении энергии из хрестоматии [21], с. 216, 217.
Демонстрации. [4], опыт 43.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.19.2. Работа консервативной силы
На дом. 48; вопросы 1-3 к 48; анализ решения задачи N 1, с. 133 учебника; задание на с. 134; задачи N 1, 2, 3 из упр. 27.

УРОК 60/13. Работа силы трения и механическая энергия.
Основное содержание учебного материала. Неравенство нулю работы силы трения при движении тела по замкнутой траектории. Переход механической энергии во внутреннюю. Закон сохранения механической энергии – частный случай всеобщего закона сохранения и превращения энергии. Потери механической энергии в различных устройствах. Решение задач N 4,6 из упр. 28. Разбор вопросов 2, 4, 6 в конце 49.
Демонстрации. [4], опыт 44.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Модель 1.21. Кинетическая и потенциальная энергия.
На дом. 49; вопросы 1, 3, 5 к 49; задачи N 1,3, 5 из упр. 28 и N 374 – Рымкевич (последняя – по желанию).

УРОК 60'/13'. Лабораторная работа N 7 «Изучение закона сохранения механической энергии».
Основное содержание учебного материала. Наблюдение за уменьшением потенциальной энергии прикрепленного к пружине тела при его опускании и увеличением потенциальной энергии пружины при ее растяжении.
На дом. Задачи N 2, 5 из упр. 26 и N 5 из упр. 27.

УРОК 61/14. Мощность. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Понятие мощности как характеристики работы механизма (повторение материала «Физика-7», 54). Соотношение между скоростью автомобиля (самолета и др.) и мощностью его двигателя при постоянной силе сопротивления. Зависимость силы тяги автомобиля от скорости (мощность его двигателя постоянна). Разбор вопросов 1-6 к 50 и решение задач N 4, 5 из упр. 29.
На дом. 50; задачи N 1, 2, 3 из упр. 29.

УРОК 62/15. Превращение энергии и использование машин.
Основное содержание учебного материала. Превращение энергии в следующих частях машин: двигателе, передаточных механизмах и рабочей части. Цепь превращений энергии (например, от топки тепловой электростанции до рабочих частей машин на заводах и фабриках). «Вечный двигатель». Невозможность создания «вечного двигателя». Коэффициент полезного действия (повторение материала «Физика-7», 61). Разбор примера решения задачи на с. 141 учебника. Решение задач N 2,3 из упр. 30 и N 375 – Рымкевич.
На дом. 51; вопросы к 51; задачи N 1,4 из упр. 30.

УРОК 63/16. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Расчет кпд механизмов по известной затраченной энергии и полезной работе. Решение задач на определение изменения внутренней энергии тела в результате совершения механической работы – N 381, 393, 396, 398 – Рымкевич.
На дом. 51 (повторить); задачи N 376, 386, 400 – Рымкевич.

УРОК 64/17. Движение жидкостей и газов по трубам. Закон Бернулли.
Основное содержание учебного материала. Объяснение на основе закона сохранения энергии ускоренного движения жидкости (газа) по трубам от участка с большей площадью сечения к участку с меньшей площадью (трение при движении не учитывать). Теория крыла. Н.Е.Жуковский. Разбор вопросов 5, 6 к 52. Решение задач N 401, 404, 406 – Рымкевич.
Демонстрации. [4], опыты 46, 47, 49, 50.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.22.1. Течение идеальной жидкости по трубе переменного сечения.
  • Рисунок 1.22.2. Измерение давления в потоке жидкости с помощью манометров.
  • Модель 1.24. Течение идеальной жидкости.
  • Рисунок 1.22.3. Истечение жидкости из широкого сосуда.
  • Рисунок 1.22.4. Линии тока при обтекании крыла самолета и возникновение подъемной силы. α – угол атаки.
  • Рисунок 1.22.5. Обтекание вращающегося цилиндра набегающим потоком воздуха.
На дом. 52; вопросы 1-4 к 52. «Самое важное в седьмой главе», с. 145, 146.

УРОК 65/18. Обобщение материала по теме «Законы сохранения в механике». Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

УРОК 66/19. Контрольная работа N 4 «Законы сохранения».

Основные знания и умения. Знать понятия, физические величины и их единицы (импульс тела и импульс силы, состояние тела, система тел, замкнутая система; механическая работа, мощность, подъемная сила); законы (закон сохранения импульса; механическая работа; теорема о кинетической энергии, закон сохранения энергии в механических процессах), и формулы для вычисления коэффициента полезного действия (кпд), мощности.
Уметь производить расчёт работы сил упругости, тяжести, трения; мощности двигателя; кпд механизмов; механической энергии тела, импульса тела; определять экспериментально кпд простых механизмов; решать задачи.

НазадВперёд
К содержанию