Примерное поурочное планирование

НазадВперёд

Примерное поурочное планирование 9 класс

ТЕМЫ

  1. Основы кинематики (19 ч)
  2. Основы динамики (28 ч)
  3. Законы сохранения (19 ч)
  4. Механические колебания и волны (20 ч)

I четверть

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ДИНАМИКИ (28 ч)

УРОК 20/1. Тела и их окружение. Первый закон Ньютона.
Основное содержание учебного материала. Инерция, проявление ее в быту и технике. Изменение скоростей тел при взаимодействии. Масса тела, плотность вещества. Сила – причина изменения скорости движения (повторение материала VII класса). И. Ньютон – один из величайших физиков мира. Научный метод познания Галилея. Понятие о компенсирующем действии сил. Экспериментальный факт – движение и покой относительны. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. Открытие Г. Галилеем и И. Ньютоном первого закона динамики. Разбор вопросов 4, 5 к 19.
Методическое указание. Часть урока отводится на подведение итогов контрольной работы.
Демонстрации. Кинофильм «Законы Ньютона» (1-я часть); [4], опыт 11, с. 40, 41. Видеофильм «Закон инерции».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.7.1. Поворот плоскости качаний маятника Фуко.
На дом. Выполнить работу над ошибками в контрольной работе; введение (с. 51); 19; составить план ответа; вопросы 1-3 к 19. «Определения», «Аксиомы или законы движения». [21], с. 23-25 (по желанию).

УРОК 21/2. Взаимодействие тел. Ускорение тел при их взаимодействии.
Основное содержание учебного материала. Взаимодействие тел. Постоянство отношения модулей ускорений двух тел при их взаимодействии. Решение задач N 1, 2 из упр. 9.
Демонстрации. Искривление траектории движения шарика в магнитном поле; взаимодействие двух связанных тел, движущихся равномерно по окружности (рис. 70, 71, 72 учебника); кинофрагмент или видеофрагмент «Постоянство отношения ускорений взаимодействующих тел».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.7.2. Сравнение масс двух тел.
  • Рисунок 1.7.6. Измерение силы по растяжению пружины.
На дом. 20; задача N 3 из упр. 9.

УРОК 22/3. Инертность тел. Масса тел.
Основное содержание учебного материала. Инертность – свойство тел. Примеры проявления инертности (на опытах). Определение понятия «масса». Метод измерения массы по отношению модулей ускорений взаимодействующих тел. Границы применимости законов и понятий классической механики на примере зависимости массы тела от скорости. Анализ решения задачи на с. 59 учебника; разбор вопросов 3-5 к 21.
Демонстрации. [4], опыты 12,13, с. 41; [22], 3, кинофрагмент «Масса тела».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.7.2. Сравнение масс двух тел.
На дом. 21 (составить план ответа); вопросы 1, 2 к 21; задача N 1 из упр 10.

УРОК 23/4. Сила. Второй закон Ньютона.
Основное содержание учебного материала. Сила – причина ускорения. Зависимость силы упругости пружины от ее растяжения или сжатия. Равенство нулю силы упругости пружины, находящейся в свободном (нерастянутом) состоянии. Сила – физическая величина. Экспериментальная иллюстрация утверждения, содержащегося во втором законе Ньютона: если на разные тела действует одна и та же сила, то величина, равная произведению массы тела на ускорение, остается постоянной. Разбор примеров решения задач N 1, 2 на с. 68, 69 учебника. Решение задач N 2 из упр. 10 и N 122, 124, 125 – Рымкевич (по усмотрению учителя). Рассмотрение вопросов 4, 5 к 22.
Демонстрации. Кинофрагмент «Понятие силы»; [4], опыт 14,с. 43, 44; опыты по рис. 78, 79 учебника.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.7.3. Сравнение силы с эталоном. F = F0.
  • Рисунок 1.7.4. Сравнение силы с эталоном. F = 2F0
  • Рисунок 1.7.5. Сравнение силы с эталоном. F = 2F0 cos α.
  • Модель 1.10. Движение тел на легком блоке
На дом. 22 (составить план ответа); вопросы 1-3 к 22.

УРОК 24/5. Третий закон Ньютона.
Основное содержание учебного материала. Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона. Следствия, вытекающие из этого закона. Анализ решения задачи N 3, с. 69 учебника. Разбор во-просов 3, 4 к 23.
Демонстрации. [4], опыт 17; кинофильм "Законы Ньютона" (3-я часть).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.9.1. Третий закон Ньютона.
  • Рисунок 1.9.2. Исключение внутренних сил.
  • Модель 1.11. Движение связанных брусков.
На дом. 23; вопросы 1, 2 к 23, задача N 5 из упр. 11.

УРОК 25/6. Что мы узнаем из законов Ньютона? Как измеряют силу?
Основное содержание учебного материала. Законы для всех сил. Сила и движение. Следствия из законов динамики. Законы Ньютона и относительность движения. Обоснование метода измерения силы с помощью динамометра. Разбор вопросов 5-7 к 24. Разбор задачи N 1, с. 68. Решение экспериментальных задач на измерение сил упругости и тяжести, силы, действующей со стороны земли (почвы) на платформу.
Демонстрации. Кинофильм «Законы Ньютона» (непоказанные части) или кинофрагменты.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.7.6. Измерение силы по растяжению пружины. При равновесии .
На дом. 24, 25; 19, 22, 23 (повторить главное); задачи N 2, 3 из упр. 11, 25.

УРОК 26/7. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Изображение направлений векторов силы, ускорения, скорости при решении задач N 122, 127, 128, 147, 150, 154 – Рымкевич.
На дом. 24 (повторить); «Самое важное в четвертой главе. Значение законов Ньютона» (с. 71); задачи N 6 из упр. 11; N 131, 157 – Рымкевич.

УРОК 27/8. Силы упругости. Движение тела под действием силы упругости.
Основное содержание учебного материала. Три вида сил. Почему возникает сила упругости? Природа силы упругости. Закон Гука. Причина деформации; сила упругости как следствие деформации. Рассмотрение вопросов 1, 2 к 26 и 3, 4 к 27, разбор примера решения задачи на с. 77; решение задач N 152, 163, 165 – Рымкевич.
Демонстрации. Виды упругих деформаций и др. (по рис. 87, а, б; 90, а, б; 93 учебника); [2], опыт 18, с. 59.
На дом. Введение к главе 5 («Много ли сил в природе?»), с.73, 74; 26, 27; вопросы 3-5 к 26, вопросы 1, 2 к 27.

II Четверть

УРОК 28/9. Лабораторная работа N 2 «Измерение жесткости пружины».
Основное содержание учебного материала. Определение жесткости пружины путем измерения ее удлинения при различных значениях силы тяжести, уравновешивающей силу упругости (на основе закона Гука).
На дом. Задание к 27; вопросы 6, 7, с. 77; 3-5, с. 78.

УРОК 29/10. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Решение задач: закон Гука, деформация. Причины деформации, графическое представление сил. Задачи N 164-168 – Рымкевич.
На дом. Задачи N 163, 167*, 168 – Рымкевич.

УРОК 30/11. Сила всемирного тяготения.
Основное содержание учебного материала. Опытные факты, лежащие в основе закона всемирного тяготения (ускорение свободного падения в данном месте Земли одинаково для всех тел; центростремительное ускорение с которым Луна движется по орбите, приблизительно в 3600 раз меньше, чем ускорение свободного падения тел вблизи Земли). Формулировка закона, условия его применимости. Особенности гравитационного взаимодействия. Гравитационная постоянная. Разбор вопросов 3, 4 к 28.
Демонстрации. Кинофильм «О всемирном тяготении» (1-я часть).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.10.1. Гравитационные силы притяжения между телами.
На дом. 28 (составить план ответа); вопросы 1, 2 к 28; задачи N 1, 3 из упр. 12.

УРОК 31/12. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Опытное определение постоянной всемирного тяготения. Решение задач N 2, 4 из упр. 12 и N 176, 179 – Рымкевич.
Демонстрации. Кинофильм «О всемирном тяготении» (2-я часть).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.10.2. Изменение силы тяготения, действующей на космонавта при удалении от Земли.
  • Модель 1.12. Движение спутников.
На дом. Задачи N 172, 174, 179, 180 – Рымкевич.

УРОК 32/13. Сила тяжести. Измерение массы тела взвешиванием.
Основное содержание учебного материала. Независимость ускорения свободного падения тела от его массы. Различие ускорения свободного падения в разных пунктах Земли. Измерение массы тел взвешиванием. Рассмотрение вопросов 4, 5 к 29.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.11.1. Вес тела и сила тяжести.
На дом. 29; вопросы 1-3 к 29; задачи N 3, 4 из упр. 13. Повторить «Самое важное во второй главе», с. 40, 41 учебника.

УРОК 33/14. Вес тела, невесомость. Движение с ускорением.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.11.1. Вес тела и сила тяжести.

УРОК 33'/14'. Контрольная работа N 2' «Oсновы динамики».
Основное содержание учебного материала. Понятие веса. Различие понятий «сила тяжести» и «вес тела». Понятие невесомости. Виды движения тела под действием силы тяжести. Разбор вопросов 5, 6 к 30; решение задач N 224, 229 – Рымкевич. Решение основной задачи механики для движения тела, брошенного вверх. Разбор примеров 1 и 2 (изменение веса тела при ускоренном движении), а также вопросов 5,6 к 31; анализ решения задач N 1,2, упр. 14.
Демонстрации. [4], опыты 26, 27, с. 58-61; кинофрагмент или видеофрагмент «Невесомость». Видеофильм о невесомости, снятый на космической станции «Мир».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.11.1. Вес тела и сила тяжести.
На дом. 30, 31; вопросы 1-4 к 30 и 31; задачи N 3, 4 из упр. 14 и N 178 – Рымкевич.

УРОК 33"/14". Решение задач на движение тел с ускорением.
Основное содержание учебного материала. Закрепление материала на примерах ускоренного движения тела в двух случаях:
1) вес движущегося тела меньше веса покоящегося тела;
2) вес движущегося тела больше веса покоящегося тела. Перегрузки. Решение задач N 188, 190, 193, 198 – Рымкевич.
Демонстрации. Измерение веса тела при ускоренном подъеме и спуске (по рис. 84, 99, 100 учебника; с мягкой пружиной или резиновым шнуром); кинофильм «Движение тел по окружности» (2-я часть).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.11.2. Вес тела в ускоренно движущемся лифте. Вектор ускорения направлен вертикально вниз
  • Рисунок 1.11.3. Вес тела в ускоренно движущемся лифте. Вектор ускорения направлен вертикально вверх.
  • Модель 1.13. Человек в лифте.
На дом. 30, 31 (повторить); задачи N 185, 186, 194 – Рымкевич.

УРОК 34/15. Движение тела под действием силы тяжести. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Чтение и построение графиков зависимости кинематических величин от времени при свободном падении. Изображение направления векторов силы тяжести, ускорения и скорости при свободном падении в разборе вопросов 4-6 и решении задач N 1-4 из упр. 15 и N 58 – Рымкевич. Анализ примеров решения задач N 1, 2 на с. 90 учебника.
На дом. 32; задачи N 5-8 из упр. 15.

УРОК 35/16. Движение тела под действием силы тяжести.
Основное содержание учебного материала. Траектория движения тела, брошенного под углом к горизонту. Запись уравнения движения тела, брошенного с начальной скоростью, направленной горизонтально. Анализ решения задачи N 1 на с. 94 учебника и вопросов 4, 5 к 33.
Демонстрации. [4], опыты 29, 30, с. 62-67.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.5.2. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
  • Модель 1.8. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
На дом. 33; вопросы 1-3 к 33; разобрать пример решения задачи N 2 на с. 94, 95 учебника.

УРОК 36/17. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Определение дальности полета и времени движения тела, брошенного горизонтально. Определение скорости и координаты тела, движущегося по вертикали. Решение задачи N 2 из упр. 16, N 220, 227 – Рымкевич.
Методическое указание. Вопрос о движении тела, брошенного под углом к горизонту, отрабатывается на физическом практикуме по механике в конце учебного года и при изучении движения заряженных частиц в электрическом и магнитном полях в 10-м классе. На данном этапе изучения этого движения не следует требовать от учащихся знания и применения формул; поэтому задачи на этот вид движения тела можно не включать в контрольную работу, которая проводится после изучения темы «Основы динамики».
На дом. Задача N 1 из упр. 16, N 224 – Рымкевич.

УРОК 36'/17'. Лабораторная работа N 3 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально».
Методическое указание. Вопрос о проведении данной лабораторной работы на уроке или включении в программу работ физического практикума оставляется на усмотрение учителя.
Основное содержание учебного материала. Измерение начальной скорости, сообщенной телу в горизонтальном направлении при его движении под действием силы тяжести; построение траектории этого движения.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Компьютерная лабораторная работа N1.5. Свободное падение тела.
На дом. Задачи N 222, 226, 232 – Рымкевич. (последняя – по желанию).

УРОК 37/18. Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость.
Основное содержание учебного материала. Понятие первой космической скорости, расчет первой космической скорости. Первый искусственный спутник Земли. Решение задач N 3, 4 из упр. 17.
Демонстрации. Кинофрагмент «Запуск и орбитальный полет космического корабля»; таблица (по астрономии) «Космические полеты».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.24.7. Космические скорости.
На дом. 34; вопросы к 34; задача N 2 из упр. 17.

УРОК 38/19. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Движение снарядов, искусственных спутников Земли под действием силы тяжести. Самостоятельная работа на 25-30 мин; примерное содержание таково:

  1. На тело (точку) начинают действовать две равные по модулю силы F, направленные под углом 90° друг к другу. Изобразите эти силы на чертеже. Определите равнодействующую силу, направление ускорения движения тела.
  2. Каково ускорение свободного падения на высоте, равной радиусу Земли? Ускорение свободного падения на поверхности Земли принять равным 10 м/с2.
  3. Мяч брошен вертикально вверх с начальной скоростью 20 м/с. Определите положение мяча относительно поверхности Земли через 3 с после начала движения. Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2, сопротивление воздуха не учитывать.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.
  • Модель 1.12. Движение спутников.
На дом. 34 (повторить); задачи N 3-5 из упр. 17.

УРОК 39/20. Сила трения. Трение покоя.
Основное содержание учебного материала. Переменный характер значения силы трения покоя и ее направления. Формула зависимости максимального значения силы трения покоя от значения силы реакции опоры. Примеры, когда сила трения покоя служит причиной начала движения. Рассмотрение вопросов 1, 2 к 35.
Демонстрации. [4], опыт 19, с. 50, 51.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.13.1. Сила трения покоя
На дом. 35; вопросы 3, 4 к 35.

УРОК 40/21. Сила трения скольжения. Лабораторная работа N 4 «Измерение коэффициента трения скольжения».
Основное содержание учебного материала. Направление силы трения скольжения. Формула зависимости величины силы трения скольжения от значения силы реакции опоры. Коэффициент трения, его экспериментальное определение. Зависимость силы трения от относительной скорости тел. Сила сопротивления при движении тел в жидкостях и газах. Роль смазки. Разбор вопросов 4, 5 к 36.
Демонстрации. [4], опыты 21, 22, с. 52-55. Видеофильм «Трение в природе и технике».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.13.3. Силы трения при скольжении
  • Модель 1.15. Движение по наклонной плоскости.
На дом. 36; вопросы 1-3, 6 к 36; задачи N 1 из упр. 18, N 293, 294 – Рымкевич.

УРОК 41/22. Решение задач на движение под действием силы трения.
Основное содержание учебного материала. Понятие о тормозном пути транспорта. Расчет тормозного пути и времени торможения при равноускоренном движении. Направление силы трения, действующей со стороны дороги на колеса движущегося транспорта. Разбор вопросов к 37. Решение задач N 2 из упр. 18 и N 263, 269 – Рымкевич.
Демонстрации. Кинофильм «Применение законов Ньютона».
На дом. 37; задачи N 3 из упр. 18 и N 1 из упр. 19.

УРОК 42/23. Решение задач на движение под действием нескольких сил.
Основное содержание учебного материала. Движение тел по наклонной плоскости. Анализ решения задачи N 1 на с. 105 учебника и разбор задач N 3, 4 из упр. 20.
Демонстрации. Движение тела по наклонной плоскости (по рис. 105 учебника).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Модель 1.11. Движение связанных брусков.
  • Модель 1.16. Равновесие брусков.
  • Рисунок 1.14.3. Качение колеса по горизонтальной поверхности. Равнодействующая сила и момент сил равны нулю.
  • Модель 1.15. Движение по наклонной плоскости.
  • Компьютерная лабораторная работа N 1.6. Движение брусков.
На дом. 38; вопросы 1-3 к 38; задачи N 1, 2 из упр. 20.

УРОК 43/24. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Движение на поворотах. Центробежные механизмы. Решение задач N 4, 5 из упр. 20, N 275, 281* – Рымкевич.
Демонстрации. [4], опыт 32, с. 68-70. Кинофильм «Принцип действия центробежных механизмов».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.14.4. Различные типы равновесия шара на опоре. (1) безразличное равновесие, (2) неустойчивое равновесие, (3) – устойчивое равновесие
  • Рисунок 1.14.5. Устойчивое (1) и неустойчивое (2) равновесие однородного круглого диска, закрепленного на оси O.
На дом. Задачи N 274, 287, 294 Рымкевич.

Урок 43'/24'. Лабораторная работа N 5 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».
Методическое указание. Данная работа может быть использована по усмотрению учителя на физическом практикуме или в качестве экспериментального задания.
Основное содержание учебного материала. Равенство равнодействующей внешних сил и произведения массы тела на ускорение при движении тела по окружности под действием нескольких сил (на примере конического маятника).
На дом. Задачи N 5 из упр. 20; N 238, 296, 302, 303* – Рымкевич (последняя – по желанию).

Урок 44/25. При каких условиях тело движется поступательно? Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Движение связанных тел. Анализ решения задач N 2 на с. 106 учебника, N 305, 310, 311* – Рымкевич.
Демонстрации. Движение грузов на нити, перекинутой через неподвижный блок (по рис. 123 учебника).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.14.1. Равновесие твердого тела под действием трех сил. При вычислении равнодействующей все силы приведены к одной точке C.
  • Модель 1.10. Движение тел на легком блоке.
  • Модель 1.11. Движение связанных брусков.
На дом. Задачи N 298, 307 – Рымкевич.

УРОК 45/26. Лабораторная работа N 6 «Изучение условий равновесия тела под действием нескольких сил». Решение задач.
Методическое указание. Перенесение данной лабораторной работы в физпрактикум нецелесообразно. По усмотрению учителя ее вполне можно заменить экспериментальным заданием. Основное содержание учебного материала. Момент силы. Условия равновесия тела на частном примере: геометрическая сумма сил, приложенных к телу, имеющему ось вращения, должна быть равна нулю.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.14.1. Равновесие твердого тела под действием трех сил. При вычислении равнодействующей все силы приведены к одной точке C.
  • Рисунок 1.14.2. Силы, действующие на рычаг, и их моменты

УРОК 48/1. Сила и импульс.
Основное содержание учебного материала. Физические величины со свойством сохранения. Импульс тела. Импульс силы. Еще одна формулировка второго закона Ньютона. Разбор вопросов 5-7 к 40; решение задач N 3, 5 из упр. 21.
Методическое указание. Часть урока отводится на подведение итогов контрольной работы.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.16.1. Вычисление импульса силы по графику зависимости F(t).
  • Рисунок 1.16.2. Отскок мяча от шероховатой стенки и диаграмма импульсов.
На дом. Введение к главе 6 (с. 110); 40, вопросы 1-4 к 40; задачи N 1, 2 из упр. 21 и задание на с. 112.

УРОК 49/2. Закон сохранения импульса. Основное содержание учебного материала. Понятие замкнутой системы. Запись уравнения закона сохранения импульса в векторной форме и в проекциях на оси координат. алгебраическая сумма моментов приложенных сил относительно оси вращения должна равняться нулю. На дом. 39; задачи N 288, 309, 312* – Рымкевич (последняя – пожеланию).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Модель 1.18. Импульс тела.
  • Рисунок 1.17.1. Нецентральное соударение шаров разных масс: 1 – импульсы до соударения; 2 – импульсы после соударения; 3 – диаграмма импульсов.
  • Рисунок 1.17.2. Отдача при выстреле из орудия.

УРОК 46/27. Повторительно-обобщающий урок на тему «Всегда ли верны законы Ньютона?».
Основное содержание учебного материала. Принцип относительности Галилея. Движение с разных точек зрения. Виды сил в механике. Решение задач N 165, 183, 205, 214, 227, 253, 267, 273, 288, 300, 309 – Рымкевич. Подготовка к контрольной работе по теме «Основы динамики».
Методическое указание. Рекомендуется использовать фрагмент из работы Г. Галилея об относительности движения( [21], с. 16,17).
Демонстрации. Кинофрагмент «Принцип относительности Галилея».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.17.3. Ракета, движущаяся в свободном пространстве (без гравитации).
На дом. Итоги глав 4, 5, с. 71-73, 108, 109. Подготовка к контрольной работе.

УРОК 47/28. Контрольная работа N 3 «Применение законов динамики».
На дом. Повторить «Самое важное в пятой главе» с.108, 109 учебника.
Основные знания и умения. Знать понятия, физические явления, физические величины и их единицы (инерциальная система отсчета; инертность и масса тела, сила, силы упругости, тяготения и трения; сила тяжести, вес тела и различие между ними; невесомость и перегрузки, первая космическая скорость; центр масс, плечо силы, момент силы; равновесие тел и виды равновесия);
– фундаментальные экспериментальные факты, законы и формулы.
Уметь решать задачи, экспериментально определять жесткость пружины и коэффициент трения скольжения;
– выводить формулу для расчета первой космической. скорости и веса тела, движущегося с ускорением;
– решать задачи на нахождение силы, ускорения, скорости, перемещения и координаты тела в следующих ситуациях:

    а) сила и скорость движения тела направлены по одной прямой (движение тела, брошенного вертикально вверх; вес тела, когда опора или подвес движутся с ускорением; равноускоренное движение транспорта и других тел по горизонтальном участку траектории);
    б) сила и скорость движения тела направлены под углом друг к другу (движение тела, брошенного горизонтально или под углом к горизонту; движение тела по окружности; движение тела по наклонной плоскости);
– находить центр масс плоских пластин; экспериментально проверять правило моментов сил;
– решать задачи на условия равновесия тел.

 

НазадВперёд
К содержанию