Примерное поурочное планирование

НазадВперёд

Примерное поурочное планирование 9 класс

ТЕМЫ

  1. Основы кинематики (19 ч)
  2. Основы динамики (28 ч)
  3. Законы сохранения (19 ч)
  4. Механические колебания и волны (20ч)

I четверть

ТЕМА 1. ОСНОВЫ КИНЕМАТИКИ (19 ч)

УРОК 1/1. Общие сведения о движении. Поступательное движение тел. Материальная точка.
Основное содержание учебного материала. Определение материи. Виды материи, изучаемые в физике: вещество и поле. Понятия о физической величине, законе. Практическое значение механики. Механическое движение. Траектория. Основная задача механики. Материальная точка. Обоснование возможности применения понятия материальной точки при изучении движения тел (на примерах). Разбор вопросов 1, 2 к 1 и задач N 3, 4 – Рымкевич.
Демонстрации. Скатывание шарика по желобу; колебания маятника; кинофрагмент «Система отсчета» (фрагмент N 1).
На дом. Введение (с. 3, 4), 1; вопросы 3, 4 к 1.

УРОК 2/2. Положение тел в пространстве. Система координат. Перемещение.
Основное содержание учебного материала. Тело отсчета. Координаты тела (точки). Система отсчета. Перемещение. Различие понятий перемещение, траектория и путь. Разбор вопросов 1, 2 к 3 и задач N 9-11, 17 – Рымкевич. Демонстрации. Кинофильм «Система отсчета» (1-я часть).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.1.1.Определение положения точки с помощью координат.
  • Рисунок 1.1.2. Пройденный путь и вектор перемещения при криволинейном движении тела.
На дом. 2, 3, 4; задание 1 к 4.

УРОК 3/3. Проекция вектора на координатные оси и действия над проекциями.
Основное содержание учебного материала. Понятие проекции вектора на координатную ось. Проекция суммы и разности векторов. Координаты тела (материальной точки) и проекции вектора его перемещения. Разбор вопросов 1-3, 6 к 5 и задач N 1, 3 из упр. 1.
Методическое указание. Вопрос о действиях над векторами рассматривается образно, в порядке повторения соответствующего материала по курсу геометрии. Изучение этого вопроса рекомендуется согласовать с учителем математики.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Модель 1.1. Вектор и его проекции на координатные оси.
  • Модель 1.2. Сложение и вычитание векторов.
На дом. 5; задача N 2 из упр. 1; вопросы 4, 5, 7 и задание к 5 (последнее по желанию).

УРОК 4/4. Прямолинейное равномерное движение. Скорость.
Основное содержание учебного материала. Вектор скорости. Формулы скорости, координаты. Основная задача механики для прямолинейного равномерного движения. Разбор вопросов 1-3 к 6 и решения задачи N 2 из «Примеры решения задач» на с. 17, 18.
Демонстрации. Опыт 1 [4], с. 23.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.3.1. Графики равномерного прямолинейного движения.
  • Модель 1.4. Перемещение и скорость.
  • Компьютерная лабораторная работа N 1. 2. Перемещение и скорость.
На дом. 6; анализ решения задачи N 1 (на с. 17 учебника; решение в общем виде записать в тетрадь) и N 1 из упр.2.

УРОК 5/5. Графическое представление движения.
Основное содержание учебного материала. Графическое изображение зависимости координаты и скорости от времени. Разбор решения задачи на с. 21 и N 2 из упр. 2; вопросы 1-3 к 7.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.3.2. Кусочно-линейный закон движения.
  • Модель 1.4. Перемещение и скорость.
На дом. 7; упр. 3; задание к 7; задача N 3 из упр. 2 (последняя – по желанию).

УРОК 6/6. Относительность движения.
Основное содержание учебного материала. Относительность координаты тела, перемещения, скорости, покоя, формы траектории. Сложение перемещений, скоростей. Разбор вопросов 3, 4 к 8, с. 24.
Демонстрации. [4], опыты 3, 4, с. 26-31; кинофрагмент «Относительность механического движения и покоя».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.2.1. Сложение перемещений относительно разных систем отсчета.
  • Модель 1.3. Относительность движения.
На дом. 8; вопросы 1-4 к 8.

УРОК 7/7. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Относительность перемещения и скорости. Анализ решения задачи N 1 на с. 24 учебника и решение задач N 2, 3 из упр. 4.
Демонстрации. Кинофрагмент «Сложение перемещений».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Модель 1.4. Перемещение и скорость.
  • Компьютерная лабораторная работа N1.1. Относительность движения.
На дом. 9; «Самое важное в первой главе» (с. 26); анализ решения задачи N 2 на с. 25 учебника (решение в общем виде записать в тетрадь) и задачи N 1 из упр. 4 и N 35 – Рымкевич.

УРОК 8/8. Скорость при неравномерном движении.
Основное содержание учебного материала. Мгновенная скорость. Непрерывность механического движения. Разбор вопросов 1 - 4 к 10; решение задач N 2 из упр. 5 и N 24, 32, 42 – Рымкевич.
Демонстрации. Опыт 5 из [4], с. 31-33.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.1.3. Средняя и мгновенная скорости
  • Рисунок 1.1.4. Изменение вектора скорости по величине и направлению.
На дом. Введение к главе 2 (с. 28); 10; задачи N 1 из упр. 5, N 48* – Рымкевич. (последняя – по желанию).

УРОК 9/9. Ускорение. Равноускоренное движение.
Основное содержание учебного материала. Вектор ускорения. Формула скорости в векторной форме и в проекциях на координатные оси; применение ее для любого момента времени при равноускоренном движении, включая случай торможения. Разбор задачи N 1 на с. 33 учебника, вопросов 1-5 к 11; решение задач N 3,4 из упр. 6, N 55 – Рымкевич.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.1.5. Касательное и нормальное ускорения
  • Рисунок 1.4.1. Проекции векторов скорости и ускорения на координатные оси.
  • Рисунок 1.4.2. Графики скорости равноускоренного движения.
  • Модель 1.6. Графики равноускоренного движения.
  • Модель 1.7. Равноускоренное движение тела.
На дом. 11; задача N 1 из упр. 6; анализ решения задачи N 2 на с. 33 учебника (решение записать в тетрадь); вопросы 6-8 к 11.

УРОК 10/10. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Чтение и построение графиков скорости и ускорения равноускоренного движения. Решение задач типа N 2 из упр.6; N 51, 54-57 – Рымкевич.
Методическое указание. Графики скорости рекомендуется изобразить до урока на доске или бумаге с сеткой, облегчающей определение указанных в задаче величин.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Компьютерная лабораторная работа N 1.3. Равноускоренное движение тела.
На дом. 7 (повторить); задача N 3 из упр. 7; задание 2 к 12.

УРОК 11/11. Перемещение при равноускоренном движении.
Основное содержание учебного материала. Вывод формулы зависимости перемещения от времени для равноускоренного движения (графическим методом); определение перемещения (начальная скорость, а также ускорение движения известны). Рассмотрение вопросов 1 – 4 к 12; решение задач N 4, 5 из упр. 7.
На дом. 12; задача N 2 из упр. 7.

УРОК 12/12. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Решение основной задачи механики для равно-ускоренного движения. Понятие о погрешности измерений изученное в курсе математики (повторение с использованием описания лабораторной работы N 1, с. 176 учебника). Экспериментальное определение ускорения. Решение задач N 1, 6, 7 из упр. 7 и N 62 – Рымкевич. Самостоятельная работа по стробоскопической фотографии движения тела (см. рис. 14 к задаче N 49 – Рымкевич.): доказать, что при равноускоренном движении пути, проходимые в последовательные равные промежутки времени, относятся как последовательный ряд нечетных чисел.
Демонстрации. [4], опыт 7, с. 34, 35.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.1.6. Движение по дугам окружностей
  • Модель 1.6. Графики равноускоренного движения.
  • Модель 1.7. Равноускоренное движение тела.
На дом. Анализ решения задачи N 3 на с. 51 учебник; (решение записать в тетрадь); задачи N 8, 9 из упр. 7; задания 1, 3 к 12; задачи N 81, 82 – Рымкевич. (по желанию).

УРОК 13/13. Лабораторная работа N 1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении».
Основное содержание учебного материала. Измерение времени, расстояния, скорости, ускорения. Планирование эксперимента. Способ определения погрешности измерения величины, если условия опыта не меняются.
На дом. Повторить 12; задачи N 10, 11 из упр. 7.

УРОК 13'/13'. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Определение перемещения равноускоренно движущегося тела, если известны начальная и конечная скорости, а также ускорение его движения. Зависимости координаты тела от времени при равноускоренном движении. Решение задач N 69-71, 75 – Рымкевич. Анализ таблицы тормозного пути автомобилей ([21], с. 43); определение значения их ускорений при равноускоренном движении.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Компьютерная лабораторная работа N 1.4. Скорость и ускорение.
На дом. 12 (повторить); задачи N 10, 11 из упр. 7; задание 1 к 12.

УРОК 14/14. Свободное падение тел. Ускорение свободного падения.
Основное содержание учебного материала. Падение тел в воздухе и в разреженном пространстве. Ускорение свободного падения. Решение задач типа «Свободно падающее с нулевой начальной скоростью тело в момент удара о землю достигает скорости 40 м/с. С какой высоты тело упало? Сколько времени оно двигалось?»
Методическое указание. Полезно обратить внимание учащихся на то, что опыт – источник знаний о природе и «судья» их истинности. Подтвердить это положение материалом учебника ( 13) и хрестоматии [21], с. 11,12,17,18.
Демонстрации. [4], опыты 6, 8, с. 33, 35, 36.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.5.1. Графики скоростей для различных режимов движения тела с ускорением a = – g.
  • Компьютерная лабораторная работа N 5. Свободное падение тел.
На дом. 14; «Самое важное во второй главе» (с. 40, 41); задачи N 68, 82 – Рымкевич.

УРОК 15/15. Ускорение при равномерном движении тела по окружности.
Основное содержание учебного материала. Направление вектора скорости при криволинейном движении. Вывод формулы центростремительного ускорения. Направление вектора ускорения. Разбор вопросов 3, 4 к 14; решение задач N 98, 99 – Рымкевич. Разбор вопроса: «Диск радиусом R сделал четверть оборота (полоборота, целый оборот). Определить путь и перемещение точки, находящейся на краю диска, для каждого случая».
Демонстрации. [4], опыт 9, с. 37, 38.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.6.1. Линейное и угловое перемещения при движении тела по окружности.
  • Рисунок 1.6.2. Центростремительное ускорение тела при равномерном движении по окружности.
  • Модель 1.9. Равномерное движение по окружности.
  • Рисунок 1.6.4. Разложение вектора скорости по координатным осям.
На дом. 15; вопросы 1, 2 к 15; задача N 103 – Рымкевич.

УРОК 16/16. Период и частота обращения. Движение на вращающемся теле.
Основное содержание учебного материала. Зависимость скорости и траектории движения тела от системы отсчета. Формулы зависимости скорости и периода обращения тела, связь периода и частоты обращения тела. Решение задач N 3, 4 из упр. 8; N 108 – Рымкевич.

УРОК 17/17. Как меняются координаты тела со временем? Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Относительность механического движения. Определение ускорения по графику скорости равноускоренного движения. Определение центростремительного ускорения. Решение задач N 91, 93, 94, 95, 109 – Рымкевич.
На дом. 17, вопросы к нему на с. 48; задачи N 35, 47*, 104, 110 – Рымкевич.

УРОК 18/18. Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы кинематики».
Основное содержание учебного материала. Решение основной задачи механики для равномерного и прямолинейного равноускоренного движения. Запись уравнения движения. Свободное падение тел. Центростремительное ускорение. Решение задач N 79, 80, 87, 106 – Рымкевич.
На дом. Задачи N 17, 30, 32, 56, 88, 100 – Рымкевич.

УРОК 19/19. Контрольная работа N 1 «Основы кинематики».
На дом. «Самое важное во второй главе», с. 40. «Самое важное в третьей главе», с. 49, 50. Прочитать фрагмент из работы Галилея [21], с. 12, 13 (по желанию).
Основные знания и умения.
Знать понятия (материальная точка и условия применимости этой модели, система отсчета и необходимость ее выбора при описании движения); физические величины и их единицы (перемещение и отличие перемещения от пройденного пути, скорость и ее векторный характер, ускорение и его векторный характер, период вращения, угловая скорость); фундаментальные экспериментальные факты (свободное падение тел происходит с одинаковым ускорением) и формулы (зависимость скорости тела от времени при равноускоренном движении, зависимость координаты тела от времени при равноускоренном движении; связь линейной и угловой скоростей вращательного движения; центростремительное ускорение).
Уметь решать задачи, читать и строить графики; экспериментально определять перемещение, скорость и ускорение материальной точки с учетом погрешностей измерений.

 

НазадВперёд
К содержанию