Примерное поурочное планирование

НазадВперёд

Примерное поурочное планирование 8 класс

ТЕМЫ

  1. Тепловые явления
  2. Электрические явления
  3. Электромагнитные явления
  4. Световые явления

I четверть

Тема 2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (20 ч)

УРОК 20/1. Электризация тел. Два рода зарядов.
Основное содержание учебного материала. Электризация тел при соприкосновении. Существование двух видов электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел.
Демонстрации. Электризация стержней из эбонита и плексигласа трением; обнаружение заряда на них по притяжению кусочков бумаги, струйки воды, линейки. Опыты по рис. 15 (см. [9], с.58), по рис. 32, 33 учебника и опыт 117 (см. [1], с. 195, 196). Взаимодействие листочков двух бумажных султанов, заряженных сначала разноименно, а затем одноименно.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    Рисунок 1.1.1. Перенос заряда с заряженного тела на электрометр. Модель 1.. Взаимодействие точечных зарядов.
На дом. 25, 26; задание 7.

УРОК 21/2. Электрическое поле. Делимость электрического заряда.
Основное содержание учебного материала. Существование электрического поля вокруг наэлектризованных тел. Поле как особый вид материи. Модуль и направление электрических сил. Электрический заряд. Единица электрического заряда – кулон (1 Кл). Делимость электрического заряда. Электрон.
Демонстрации. Устройство электроскопа. Обнаружение поля заряженного шара или листа плексигласа при помощи заряженной гильзы; опыт по рис. 38 учебника (он повторяется для случая одноименных зарядов гильзы и стержня). Опыт по рис. 39 учебника. Перенос заряда с заряженного электроскопа на незаряженный при помощи пробного шарика.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.1.2. Прибор Кулона.
На дом. 27, 28, 29; упр. 12; при помощи гильзы (см. задание 7 учебника) исследовать электрическое поле наэлектризованного тела (расчески, пластмассовой папки для бумаг и т. п.).

УРОК 22/3. Строение атомов.
Основное содержание учебного материала. Строение атомов. Строение ядра атома. Нейтроны. Протоны. Строение атомов водорода, гелия, лития.
Демонстрации. Учебная таблица «Строение атома».
На дом. 30; упр. 13.

УРОК 23/4. Объяснение электрических явлений.
Основное содержание учебного материала. Объяснение на основе знаний о строении атома электризации тел при соприкосновении, передачи части электрического заряда от одного тела к другому, существования проводников и непроводников электричества, притяжения к заряженному телу незаряженных тел.
Демонстрации. Опыты по рис. 39 (с использованием стержней из проводников и изоляторов) и рис. 35 учебника; притяжение к заряженной палочке листочков султана.
На дом. 31; упр. 14; исследовать проводимость некоторых тел, сделав дома простейшую установку; см. задание к повторению темы на с. 66 учебника.

УРОК 24/5. Электрический ток. Электрические цепи.
Основное содержание учебного материала. Электрический ток. Источники тока. Гальванические элементы и аккумуляторы. Превращение энергии в гальваническом элементе. Различие между гальваническим элементом и аккумулятором. Применение аккумуляторов. Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей. Самостоятельная работа: по собранной цепи начертить ее схему; по полученной от учителя схеме собрать цепь.
Демонстрации. Опыты по рис. 43, 44 учебника. Составление модели аккумуляторов из батарейного стакана, двух свинцовых электродов и 10% раствора серной кислоты, его зарядка с помощью источника постоянного тока на 3, 5-4 В и разрядка через лампочку. Составление простейшей цепи – из источника тока, ключа и одного потребителя; составление цепи по схеме, указанной в задаче N 4 из упр. 15.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.8.1. Упорядоченное движение электронов в металлическом проводнике и ток.
На дом. 32, 33; задание 9; задачи N 30, 32, 33 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 25/6. Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока.
Основное содержание учебного материала. Повторение сведений о структуре металла. Свободные электроны. Природа электрического тока в металлах. Направление тока.
Демонстрации. Опыт по рис. 53-55, 57 учебника.
На дом. 34-36; вопросы после параграфов, задача N"34 из раздела «Задачи на повторение».

УРОК 26/7. Сила тока.
Основное содержание учебного материала. Сила тока. Правило нахождения силы тока. Явление магнитного взаимодействия двух проводников с током. Единица силы тока – ампер (1 А). Решение задач типа N 1 и 2 из упр.16.
Демонстрации. Опыт по рис. 59 учебника.
На дом. 37; упр. 16.

УРОК 27/8. Амперметр. Измерение силы тока.
Основное содержание учебного материала. Включение амперметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. Лабораторная работа N 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» (проводится по описанию в учебнике).
Демонстрации. Опыт по рис. 61 учебника.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.8.4. Включение амперметра (А) и вольтметра (В) в электрическую цепь.
Методическое указание. После демонстрационного опыта и лабораторной работы целесообразно подчеркнуть вывод об одинаковости значений силы тока в участках электроцепи, расположенных до лампочки и после нее.
На дом. 38; задачи N 1 из упр. 17 и N 36, 37 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 28/9. Электрическое напряжение. Измерение напряжения.
Основное содержание учебного материала. Напряжение, единица измерения. Вольтметр, определение цены деления его шкалы. Измерение напряжения. Лабораторная работа N 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»(проводится по описанию в учебнике).
Демонстрации. Опыты по рис. 63, 64 учебника или с двумя сетевыми лампами разной мощности, соединенными последовательно.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.8.4. Включение амперметра (А) и вольтметра (В) в электрическую цепь.
На дом. 39-41; упр. 18.

УРОК 29/10. Электрическое сопротивление проводников.
Основное содержание учебного материала. Выяснение на опыте, что отношение напряжения к силе тока для каждого проводника есть величина постоянная. Формула для нахождения сопротивления по напряжению и силе тока. Единица измерения сопротивления – ом (1 Ом). Решение задач типа: 1) «Рассчитайте сопротивление нити лампочки от карманного фонаря по данным, указанным на ее цоколе»; 2) «Вычислите сопротивление проводника по графику, приведенному на рис. 16 (см. [9], с.60)»; 3) «Определите, у какого проводника – I или II (рис. 17, см.[9]) – сопротивление больше?».
Демонстрации. Опыт по рис. 68 учебника. Определение сопротивления катушек и лампочек по показаниям амперметра и вольтметра.
На дом. 43; упр. 20.

УРОК 30/11. Закон Ома для участка цепи.
Основное содержание учебного материала. Установление на опыте зависимости силы тока от сопротивления. Закон Ома. Решение задач из упр. 21.
Демонстрации. Опыт по рис. 71 учебника (при помощи реостата поддерживается постоянное напряжение). Видеофильм «Электрический ток».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.8.2. Цепь постоянного тока
На дом. 42, 44; оставшиеся задачи из упр. 21, задание на с. 91, 92 учебника к повторению тем «Электрический ток», «Электрическое напряжение», «Электрическое сопротивление», «Закон Ома для участка цепи».

УРОК 31/12. Расчет сопротивления проводника.
Основное содержание учебного материала. Соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения (выясняется опытным путем). Удельное сопротивление. Формула для расчета сопротивления проводника. Разбор задач из упр. 22.
Демонстрации. Опыты по рис. 74 учебника.
Интерактивные модели, основные иллюстрации. Рисунок 1.8.2. Цепь постоянного тока
На дом. 45, 46; задачи N 39, 40 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 32/13. Реостаты. Лабораторные работы N 5, N 6: «Регулирование силы тока реостатом». «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» (проводятся по описанию в учебнике).
Методическое указание. После проведения лабораторной работы N 6, если остается время, целесообразно решить задачи N 43, 44 из раздела «Задачи для повторения» и разобрать вопросы типа: «Кусок проволоки разрезали пополам и скрутили в разрезанном месте. Как изменилось сопротивление проволоки?»
Основное содержание учебного материала. Принцип действия и назначение реостата. Вычерчивание схемы электрической цепи с реостатом.
На дом. 47; задачи N 1, 2 из упр. 23 и N 41, 42, 45 из раздела «Задачи для повторения».

III четверть

УРОК 33/14. Последовательное соединение проводников.
Основное содержание учебного материала. Сопротивление последовательно соединенных проводников. Сила тока в последовательно соединенных участках цепи, напряжение на них.
Демонстрации. Показ того, что при поочередном вывертывании любой из последовательно соединенных ламп цепь размыкается, при включении ламп с одинаковыми сопротивлениями напряжения на них одинаковые, при включении ламп с разными сопротивлениями (у ламп разная мощность), напряжения на них разные.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.9.1. Последовательное соединение проводников.
  • Модель 1.. Цепи постоянного тока.
На дом. 48; упр. 24; задачи N 46, 47 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 34/15. Параллельное соединение проводников.
Основное содержание учебного материала. Сопротивление двух параллельно соединенных проводников. Изменение общего сопротивления цепи при параллельном соединении проводников (без формулы). Решение задач типа N 48 из раздела «Задачи для повторения».
Демонстрации. Опыт по рис. 79 а учебника (включение и выключение ламп, соединенных параллельно). Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.9.2. Параллельное соединение проводников.
  • Рисунок 1.9.3. Расчет сопротивления сложной цепи. Сопротивления всех проводников указаны в омах (Ом).
  • Модель 1.. Цепи постоянного тока.
На дом. 49; упр. 25.

УРОК 35/16. Экспериментальное задание «Изучение параллельного соединения проводников».
Основное содержание учебного материала. Практическая проверка выводов, полученных на предыдущем уроке, при выполнении заданий в такой последовательности (для их выполнения используют спирали, на которых указаны значения сопротивлений). Соберите цепь по схеме на рис.. 18 (см. [9], с.62); запишите показания амперметра. Добавьте второй проводник согласно рис. 19 (см. [9]); выясните, как изменилась сила тока в цепи при его включении; как изменилось общее сопротивление цепи. Подключите к проводникам вольтметр (рис. 20, см.[9]) и подберите такое сопротивление реостата, при котором стрелка вольтметра отклонится на целое число делений; пользуясь законом Ома для участка цепи, найдите полное сопротивление участка цепи R=U/I с параллельно соединенными проводниками и сравните его со значением наименьшего сопротивления этих проводников. Сделайте вывод.
На дом. Задание к повторению вопроса «Виды соединения проводников» на с. 104-105 учебника.

УРОК 35'/16'. Контрольная работа N 3 «Электрические явления» (сила тока, напряжение, сопротивление).

УРОК 36/17. Работа и мощность электрического тока.
Основное содержание учебного материала. Работа тока. Формула для ее расчета. Анализ таблицы 9 учебника. Мощность тока. Формула P=UI. Мощность некоторых источников и потребителей тока. Решение задач типа: «Лампа мощностью 40 Вт рассчитана на напряжение 120 В. Найдите сопротивление нити лампы в рабочем состоянии». Выражение работы тока через мощность и время. Определение стоимости израсходованной электроэнергии по современному тарифу.
Демонстрации. Измерение мощности тока в лабораторной электроплитке или в другом нагревательном приборе.
На дом. 50-52; упр. 26-28.

УРОК 37/18. Лабораторная работа N 7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» (проводится по описанию в учебнике).
На дом. 50-52 (повторить); задание 10.

УРОК 38/19. Нагревание проводников электрическим током.
Основное содержание учебного материала. Расчет количества теплоты, выделяющейся в проводнике при работе электрического тока. Практическое определение кпд установки с электрическим нагревателем. Решение задачи N 1 из упр. 29 (за 30 мин до конца урока проводится контрольная работа).
Демонстрации. Нагревание током составленного из кусочков спирали и медной проволоки проводника, натянутого между двумя штативами (показывают зависимость количества теплоты от силы тока и обращают внимание на то, что при одинаковой силе тока больше нагреваются проводники с большим сопротивлением).
На дом. 53; задачи N 2-4 из упр. 29; 54 (прочитать самостоятельно).

УРОК 39/20. Короткое замыкание. Предохранители. Лабораторная работа N 8 «Определение кпд установки с электрическим нагревателем» (проводится по описанию в учебнике).
Основное содержание учебного материала. Причины перегрузки цепи и короткого замыкания. Предохранители. Решение задач типа: «В квартире установлены предохранители, выдерживающие силу тока 6 А. Можно ли одновременно включать лампы мощностью 60, 100 Вт, электрическую плитку и утюг, если напряжение в сети 127 В (см. табл. 9 учебника)?». Итоги контрольной работы.
Демонстрации. Наблюдение результатов перегрузки в цепи: в три штепсельные розетки, укрепленные на панели и соединенные параллельно, включаются одна за другой маломощная лампа, лабораторная плитка мощностью 200 Вт и бытовая плитка мощностью 600 Вт; предохранителем на панели служит медная проволока диаметром 0,15 мм (перегорает при силе тока 4 А), натянутая между двумя гвоздями; короткое замыкание осуществляют, касаясь оголенных участков провода отверткой с хорошо изолированной рукояткой.
На дом. 55; задание к повторению темы «Работа и мощность электрического тока».

Основные знания и умения. Знать физические величины и их единицы (сила тока, напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление, работа, мощность, количество теплоты); действия электрического тока, виды гальванических элементов и аккумуляторов;
– законы (закон Ома для участка цепи, закон последовательного соединения проводников: Iобщ= I1 = l2; Uобщ = U1 + U2; закон Джоуля-Ленца); и формулы (для вычисления сопротивления проводника с учетом материала и размеров, для вычисления работы и мощности электрического тока); основные правила техники безопасности при работе с электрическими приборами. Иметь представление об электрических зарядах, их делимости, об электроне как носителе наименьшего электрического заряда, об электрическом поле, о ядерной модели атома и структуре ионов.
Уметь рисовать модель атома водорода; применять основные положения электронной теории для объяснения электризации тел; объяснять устройство и принцип действия электрометра;
– применять основные положения электронной теории для объяснения электрического тока в металлах, существования электрического сопротивления; объяснять устройство и принцип действия реостата, электронагревательных приборов и плавких предохранителей;
– определять, мощность, потребляемую электронагревательными приборами; кпд установки с электрическим нагревателем; снимать показания счетчика и подсчитывать стоимость потребляемой электроэнергии;
– собирать простейшие электрические цепи и чертить их схемы; измерять силу тока и напряжение, определять сопротивление и удельное сопротивление проводников;
– решать задачи с применением изученных законов и формул.

НазадВперёд
К содержанию