Примерное поурочное планирование

НазадВперёд

Примерное поурочное планирование 8 класс

ТЕМЫ

  1. Тепловые явления
  2. Электрические явления
  3. Электромагнитные явления
  4. Световые явления

I четверть

ТЕМА 1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (19ч)

УРОК 1/1. Тепловое движение.
Основное содержание учебного материала. Краткая характеристика разделов физики, изучаемых в 8-м классе. Примеры тепловых и электрических явлений. Повторение понятий: механическое движение, траектория, пройденный путь, скорость. Особенности движения молекул, связь между температурой тела и скоростью движения его молекул. Тепловое движение как особый вид движения.
Демонстрации. Движение шарика, подброшенного вверх. Движение шариков в приборе «Модель броуновского движения» (в проекции, без шайбы).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Модель 3.1. Броуновское движение.
  • Рисунок 3.3.1. Траектория броуновской частицы.
На дом. 1; задача N 1 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 2/2. Внутренняя энергия.
Основное содержание учебного материала. Превращение энергии в механических процессах (на примере падающего тела). Внутренняя энергия тела.
Демонстрации. Колебания нитяного и пружинного маятников. Падение стального и пластилинового шариков соответственно на стальную и покрытую пластилином плиту.
На дом. 1, 2. Разбор вопросов после параграфа.

УРОК 3/3. Способы изменения внутренней энергии тела.
Основное содержание учебного материала. Увеличение внутренней энергии тела путем совершения работы над ним (и ее уменьшение при совершении работы телом). Изменение внутренней энергии путем теплопередачи. Самостоятельная работа: нагревание стальной спицы при периодическом перемещении надетой на нее пробки.
Демонстрации. Нагревание тел при совершении работы (трении, ударе) (см. [1], с. 173-175). Опыты по рис. 4, 5 учебника. Нагревание металлического стержня, опущенного в горячую воду.
На дом. 3; задачи N 2-4 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 4/4. Виды теплопередачи. Теплопроводность.
Основное содержание учебного материала. Теплопроводность как один из видов теплопередачи. Различие теплопроводностей разных веществ.
Демонстрации. Теплопроводность металла (по рис. 6, 7 учебника). Различие теплопроводности твердых тел ([1], с. 162-164). Теплопроводность воды ([2], с. 116).
На дом. 4; упр.1.

УРОК 5/5. Конвекция. Излучение.
Основное содержание учебного материала. Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение явления конвекции (с привлечением понятия архимедовой силы). Передача энергии излучением; особенности этого вида теплопередачи.
Демонстрации. Конвекция в газах по рис. 8 учебника (упрощенный вариант – движение листочков бумажного султана, помещенного над нагретой плиткой) и в теневой проекции ([2], с. 118). Конвекция в жидкостях по рис. 9 учебника; опыт с кипятильником, опущенным на дно сосуда (показать, что вода прогревается при этом вся). Нагревание воздуха в термоскопе (по рис. 13 учебника); этот же опыт, но с листом бумаги, размещенным между источником излучения и термоскопом.
На дом. 5, 6; упр. 2, 3; наблюдение конвекции в жилом помещении ([2], с. 119, 120).

УРОК 6/6. Сравнение видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.
Основное содержание учебного материала. Сравнение всех видов теплопередачи, возможность их осуществления в газах, жидкостях, твердых телах. Образование ветра, тяги, отопление и охлаждение жилых помещений, теплопередача и растительный мир, термос.
Демонстрации. Опыты по теплопроводности жидкостей и газов по рис. 11, 12 учебника. Демонстрация образования тяги по рис. 14 учебника. Термос.
На дом. 7; упр. 4; задание на с. 19 учебника.

УРОК 7/7. Количество теплоты.
Основное содержание учебного материала. Количество теплоты. Единица количества теплоты – джоуль. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания воды (устно). Решение экспериментальных задач типа:

  • 1) «Какое количество теплоты получила вода в пробирке (10 см3) от горящей спички?»;
  • 2) "Какое количество теплоты получает вода в стакане от электрической плитки (спиртовки) за 1 мин?".

  • На дом. 8; задача N 8 из раздела «Задачи для повторения».

    УРОК 8/8. Удельная теплоемкость вещества.
    Основное содержание учебного материала. Удельная теплоемкость вещества; ее единица – 1 Дж/(кг·°С). Разбор с привлечением данных табл. 1 учебника качественных задач типа:

  • "В каком из двух стаканов, содержащих одинаковое количество кипятка, больше понизится температура после того, как в один из них опустят алюминиевую, а в другой серебряную ложки, массы которых равны?";
  • "Какое из тел нагревается до более высокой температуры при получении одинакового количества теплоты: вода массой 1 кг или кирпич такой же массы?";
  • "В чем причина различия между морским и континентальным климатом?".

  • Демонстрации. Нагревание равных масс воды и масла. Воду нагревают до той же температуры, что и масло, и показывают, что для этого она должна получить добавочное количество теплоты.
    На дом. 9; задачи N 1, 2 из упр. 5.

    УРОК 9/9. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении.
    Основное содержание учебного материала. Формула Q = cm (t2 – t1). Решение задач типа N 9, 12 из раздела «Задачи для повторения».
    Демонстрации. Показ на приборе «Теплоемкость металлов» того факта, что тела равной массы из разных веществ выделяют при охлаждении на 1°С разное количество теплоты.
    На дом. 10; задачи N 3, 4 из упр. 5.

    УРОК 10/10. Лабораторная работа N 1 «Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры» (проводится по описанию в учебнике).
    Основное содержание учебного материала. Устройство и применение калориметра. Решение задач типа:

  • «Какое количество теплоты получила вода массой 200 г при нагревании от 10 до 30°С»;
  • «Какое количество теплоты выделила вода массой 100 г при остывании от 45 до 25°С?».

  • Демонстрации. Устройство калориметра.
    На дом. Подготовить рассказ о лабораторной работе N 1; задача N 14 из раздела «Задачи для повторения».

    УРОК 11/11. Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Подготовка к лабораторной работе N 2. Решение задач, близких ей по содержанию, – типа N 13 из раздела «Задачи для повторения».
    На дом. Задача N 13 из раздела «Задачи для повторения»; ознакомиться с планом лабораторной работы N 2; записать в тетради для лабораторных работ ее название, цель, нужные приборы и материалы, начертить таблицу.

    УРОК 11'/11'. Лабораторная работа N 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» (проводится по описанию в учебнике).
    Методическое указание. Эту работу можно не проводить, но тогда целесообразно было бы выполнить вместо нее аналогичный эксперимент для желающих или сильных учащихся во внеурочное время (по усмотрению учителя).
    На дом. Задачи N 10, 15 из раздела «Задачи для повторения».

    УРОК 12/12. Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
    Основное содержание учебного материала. Энергия топлива; теплота сгорания топлива (табл. 2 учебника). Расчет количества теплоты, выделяющейся при сгорании топлива, по формуле Q = qm. Решение задачи N 16 из раздела «Задачи для повторения». Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
    На дом. 11, 12; задачи N 2, 3 иэ упр. 6 и N 1, 2 из упр. 7; задание на повторение темы «Количество теплоты» (с. 29 учебника).

    УРОК 13/13. Различные состояния вещества.
    Методическое указание. Эти два урока (13/13 и 13'/13') и два последующих (14/14 и 14'/14') целесообразно объединить в один. Нормирование домашнего задания определяет сам учитель.
    Основное содержание учебного материала. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические тела. (За 25-30 мин до конца урока проводится контрольная работа N 1 «Тепловые явления» (теплопередача и работа) с целью проверки умения вычислять количество теплоты по формулам Q=cm(t2 - t1) и Q=qm).
    Демонстрации. Кристаллы; модель кристаллической решетки.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 3.5.1. Пример ближнего порядка молекул жидкости и дальнего порядка молекул кристаллического вещества: 1 – вода; 2 – лед.
    • Рисунок 3.5.2. Водяной пар (1) и вода (2). Молекулы воды увеличены примерно в 5·107 раз.
    На дом. 13.

    УРОК 13'/13'. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
    Основное содержание учебного материала. Точка плавления (табл. 3 учебника). Графики плавления и отвердевания кристаллических тел. Анализ вопросов типа:

  • «Расплавится ли нафталин, брошенный в кипящую воду?»;
  • «Почему в предохранительных пробках используют свинцовые проволочки, а в электрических лампочках – нити из вольфрама; в наружных термометрах – спирт, а не ртуть?»

  • Демонстрации. Наблюдение за таянием кусочка льда в воде (отмечается постоянство температуры смеси и отсутствие размягчения льда при плавлении).
    На дом. 14, 15; упр. 8.

    УРОК 14/14. Удельная теплота плавления.
    Основное содержание учебного материала. Объяснение процессов плавления и отвердевания на основе знания о молекулярном строении вещества. Удельная теплота плавления (табл. 4 учебника). Выделение энергии при отвердевании вещества. Решение задач типа:

  • «Имеются два одинаковых стакана с водой комнатной температуры; в один из них вливают 50 г расплавленного нафталина при температуре плавления, в другой бросают 50 г твердого нафталина при той же температуре. В каком из стаканов вода нагреется до более высокой температуры?»;
  • «В один из этих стаканов выливают 50 г воды при 0°С, в другой бросают 50 г льда при той же температуре. В каком из стаканов после таяния льда температура будет выше?»;
  • «Вычислить (устно) количество теплоты, необходимое для плавления тела известной массы и вещества, нагретого до температуры плавления (по табл. 4 учебника)».

  • На дом. 16; задачи N 1, 3, 4 из упр. 9; задание 3 (п. 1).

    УРОК 14'/14'. Решение задач. Повторение темы «Количество теплоты».
    Основное содержание учебного материала. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела до точки плавления и для его плавления, а также количества теплоты, выделяющегося при затвердевании тела и его последующем охлаждении. Решение задачи N 5 из упр. 9 и N 18 из раздела «Задачи для повторения». Повторение вопросов: «Внутренняя энергия», «Виды теплопередачи», «Количество теплоты», «Теплота сгорания топлива».
    Демонстрации. Кинофильм «Изменение агрегатных состояний вещества». Видеофильм «Изменение агрегатных состояний вещества».
    На дом. Задачи N 17, 19 из раздела «Задачи для повторения».

    УРОК 15/15. Испарение и конденсация.
    Основное содержание учебного материала. Процессы испарения и конденсации. Поглощение энергии при испарении жидкости и ее выделение при конденсации пара. Разбор вопросов типа:

  • в каких случаях понижение температуры при испарении жидкости полезно и что нужно сделать, чтобы испарение ускорить?
  • когда быстрое испарение вредно и каким образом его можно замедлить? Решение задач N 6, 7.

  • Демонстрации. Зависимость скорости испарения от рода жидкости, движения воздуха.
    На дом. 17, 18; задачи N 1-5 из упр. 10; задание 4.

    УРОК 16/16. Кипение. Удельная теплота парообразования.
    Основное содержание учебного материала. Процесс кипения. Постоянство температуры при кипении в открытом сосуде. Работа с табл. 5, 6 учебника. Решение задач типа N 4, 5 из упр. 11 и экспериментальной: сравните количества теплоты, отданные паром и водой. (На весы ставят два одинаковых стакана с водой одинаковой массы. В один из них впускают некоторое количество пара, после чего добавляют в другой стакан кипяток до восстановления равновесия весов. Измеряют температуру воды в стаканах.)
    Демонстрации. Наблюдение за процессом кипения воды, а также за постоянством ее температуры во время кипения.
    На дом. 19, 20; задачи N 1-3 из упр. 11; задание 5.

    УРОК 17/17. Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Расчет количества теплоты, необходимого для парообразования и выделяющегося при конденсации. Разбор задач типа:

  • «Воду массой 400 г, взятую при температуре 20°С, нагрели до кипения и превратили в пар. Какое количество энергии было затрачено?»;
  • «Какое количество теплоты потребуется, чтобы 0,5 кг льда при 0°С превратить в пар при 100°С?»;
  • «Какое количество энергии выделится при превращении 2 кг водяного пара в жидкость при температуре 20°С?»

  • На дом. Задачи N 5 из упражнения 11 и N 23 из раздела «Задачи для повторения»; 12 (повторить).

    УРОК 18/18. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.
    Основное содержание учебного материала. Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели. Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания (детали кривошипно-шатунного механизма и работа распределительного механизма подробно не изучаются, только демонстрируются). Области применения ДВС. Решение задач, подготовка к контрольной работе (по выбору учителя).
    Демонстрации. Подъем воды за поршнем в стеклянной трубке (для разъяснения такта всасывания). Кинематическая модель двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
    На дом. 21, 22; задание 6. Задачи для подготовки к контрольной работе.

    УРОК 19/19. Паровая турбина. КПД теплового двигателя.
    Основное содержание учебного материала. Устройство и принцип действия паровой турбины, ее применение. Превращение тепловой энергии в механическую. КПД – примеры, его выражение в процентах. (За 20-25 мин до конца урока проводится контрольная работа N 2 «Тепловые явления» (изменение агрегатных состояний вещества).
    Демонстрации. Действующая модель паровой турбины. Показ паровой турбины с помощью диапозитивов или фотографий из книг.
    На дом. 23, 24; задание 6.

    Основные знания и умения. Знать физические явления, признаки и условия, при которых они протекают; физические величины и их единицы (внутренняя энергия, теплопроводность, конвекция, излучение, количество теплоты, удельная теплоемкость, теплота сгорания топлива, плавление и отвердевание, температура плавления и отвердевания, удельная теплота плавления, испарение и конденсация, кипение, температура кипения, удельная теплота парообразования, кпд теплового двигателя, применение тепловых двигателей в хозяйстве и технике);
    - формулировку закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах; формулы для расчета количества теплоты (необходимого для нагревания тела);
    выделившегося при сгорании топлива; для плавления кристаллического вещества при температуре плавления, для испарения жидкости при температуре кипения.
    Уметь объяснять примеры проявления в природе и использования в технике конвекции, излучения и теплопередачи; устройство и принцип действия калориметра и термометра (и проводить измерения с их помощью); устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины;
    - применять основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) для объяснения теплового движения, внутренней энергии, изменения внутренней энергии в результате теплопередачи и совершения работы, нагревания тел при механической обработке; а также для объяснения изменения агрегатных состояний вещества, в том числе плавления твердых тел, испарения жидкостей, охлаждения жидкости при испарении, физических принципов пайки и сварки;
    - чертить и читать графики зависимости температуры тела от времени при плавлении и кипении;
    - пользоваться таблицами «Температура плавления некоторых веществ», «Удельная теплота плавления некоторых веществ», «Температура кипения некоторых веществ», «Удельная теплота парообразования жидкостей»;
    - решать задачи на составление уравнений теплового баланса.

     

    НазадВперёд
    К содержанию