Примерное поурочное планирование

НазадВперёд

Примерное поурочное планирование 7 класс

ТЕМЫ

  1. Введение
  2. Первоначальные сведения о строении вещества
  3. Взаимодействие тел
  4. Давление твердых тел, жидкостей и газов
  5. Работа и мощность. Энергия

ТЕМА 5. РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (9 ч)

УРОК 47/1. Механическая работа. Единицы работы.
Основное содержание учебного материала. Механическая работа. Вычисление работы. Единицы ее измерения. Разбор примера решения задачи на с. 111 учебника и решение задач типа: вычислить работу, совершенную при подъеме: груза массой 120 кг на 20 см; книги массой 400 г на 1,5 м; балки массой 0,1 т на 5 м.
Демонстрации. Определение работы при подъеме бруска на 1 м и равномерном его перемещении на то же расстояние (обратить внимание учащихся на равенство силы тяги и трения при равномерном движении).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

  • Рисунок 1.18.1. Работа силы.
  • Модель 1.20. Механическая работа.
  • Рисунок 1.19.1. Работа равнодействующей силы.
  • Рисунок 1.19.3. Работа силы тяжести.
На дом. 53;задача N 3 из упр.36 и N 80 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 48/2. Мощность. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Мощность. Единицы измерения мощности. Ознакомление с данными табл. 73 и 80 из [З]. Решение задач: N 3 из упр. 36; N 2, 4 из упр. 37; N 81, 82 из раздела «Задачи для повторения».
Демонстрации. Определение мощности, развиваемой при ходьбе (вызвать ученика, знающего свою массу и длину шага; учесть указание к заданию 22(2) на с. 112 учебника).
На дом. 54; задачи N 1, 3 из упр. 37; задания 22 (1), 23(1,2).

УРОК 49/3. Простые механизмы. Рычаг.
Основное содержание учебного материала. Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага. Решение задач типа:

  • какой груз нужно подвесить к точке А (рис. 9, см.[9], с.55), чтобы рычаг находился в равновесии, если масса каждого из нарисованных грузов 100 г?
  • какую силу показывают динамометры (рис. 10, см. [9], с.55)? Масса каждого груза 100 г. Ответ проверьте экспериментально.

  • Демонстрации. Простые механизмы (без рассмотрения устройства). Опыты по рис. 149, 150 и 154 учебника.
    На дом. 55, 56.

    УРОК 50/4. Момент силы.
    Основное содержание учебного материала. Момент силы. Правило моментов (для двух сил). Единица момента. Решение задач типа:

  • на рычаг действует сила в 5 Н. Плечо силы равно 0,5 м. Чему равен момент этой силы?
  • к невесомому рычагу приложены две равные силы: F, и F2 (рис. 11, см. [9], с. 55). Момент силы F, равен 2 Нoм, момент силы F2 равен 1 Нoм. Будет ли данный рычаг находиться в равновесии?
  • к невесомому рычагу приложены две силы (рис. 12, см.[9], с.55). Их моменты равны. Будет ли рычаг находиться в равновесии?

  • Демонстрации. Условие равновесия рычага (по рис. 154 учебника).
    На дом. 57; задание 24.

    УРОК 51/5. Лабораторная работа N 9 «Выяснение условий равновесия рычага» (проводится по описанию в учебнике). Применение рычагов. Основное содержание учебного материала. Выяснение условий равновесия рычага. Определение выигрыша в силе при работе ножницами, кусачками и другими инструментами. Устройство и действие рычажных весов.
    Демонстрации. Устройство и применение различного вида ножниц, кусачек, рычажных весов, щипцов для раскалывания орехов и т. п.
    На дом. 58; задачи N 2-4 из упр. 38.

    IV четверть.

    УРОК 52/6. Блоки. «Золотое правило» механики.
    Основное содержание учебного материала. Неподвижный блок. Подвижный блок. Равенство работ при использовании простых механизмов. Суть «золотого правила» механики. Решение задач N 85, 86 из раздела «Задачи для повторения».
    Демонстрации. Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока (отсутствие выигрыша в силе). Действие подвижного блока (выигрыш в силе, проигрыш в расстоянии). Равенство работ. Интерактивные модели, основные иллюстрации. Модель 1.10. Движение тел на легком блоке.
    На дом. 59, 60; задачи N 1, 2 из упр. 39.

    УРОК 53/7. Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Решение задач типа:

  • Запишите для наклонной плоскости «золотое правило механики» в виде пропорции, используя следующие буквенные обозначения: l – длина наклонной плоскости, h – ее высота; Р – вес груза, поднимаемого с помощью наклонной плоскости; F – сила, которую нужно приложить для подъема груза по ней при отсутствии трения. Пользуясь этой пропорцией, докажите, что при отсутствии силы трения работа по подъему груза с помощью наклонной плоскости равна работе по подъему того же груза на эту же высоту без использования наклонной плоскости (для доказательства воспользуйтесь основным свойством пропорции). Выполняется ли подобное равенство работ для других простых механизмов?
  • Определите, одинаков ли выигрыш в силе при последовательном подъеме с помощью одной и той же наклонной плоскости двух грузов: одного весом 120 Н, другого – 90 Н?
  • Для понимания материала следующего урока по физике необходимы приобретенные в курсе математики знания о процентах. Вспомните, что называется процентом, и ответьте на следующие вопросы: а) сколько процентов числа составляет его половина? четвертая часть? 0,8? б) какую часть числа составляют его 20%?

  • На дом. Задачи N 3, 4 из упр. 39.

    УРОК 54/8. Коэффициент полезного действия механизма. (Лабораторная работа N 10 «Определение кпд при подъеме тела по наклонной плоскости».)
    Методическое указание. Данная лабораторная работа необязательна к выполнению и может быть заменена иным видом практической деятельности; в частности, учитель вполне может воспользоваться содержанием (текстами задач), рекомендованным к предыдущему уроку.
    Основное содержание учебного материала. Понятие о полезной и полной работе. Кпд механизма. Определение кпд наклонной плоскости.
    На дом. 61; задача N 5 из упр. 39.

    Основные знания и умения. Знать физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия, потенциальная и кинетическая энергия); Знать формулировки законов и формулы (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, кпд простого механизма); Уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычага и наклонной плоскости); решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и кпд наклонной плоскости.

    УРОК 55/9. Потенциальная и кинетическая энергия.
    Основное содержание учебного материала. Понятие об энергии. Потенциальная энергия (поднятого и деформированного тела). Зависимость потенциальной энергии поднятого тела от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Решение задачи N 90 из раздела «Задачи для повторения»
    Демонстрации. Опыты по рис. 171 и 172 учебника. Опыты по рис. 13 и 14 (см.[9], с.57), подтверждающие наличие потенциальной энергии у поднятого тела и сжатой пружины. Скатывание шарика по наклонной плоскости с разной высоты и сравнение работ, произведенных им, по перемещению бруска, лежащего у основания наклонной плоскости. Опыт 83 [1].
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Модель 1.21. Кинетическая и потенциальная энергия.
    На дом. 62, 63.

    УРОК 55'/9'. Превращение одного вида механической энергии в другой. (За 25-30 мин до конца урока проводится контрольная работа.)
    Основное содержание учебного материала. Переход одного вида механической энергии в другой. Обсуждение вопросов типа:

  • какую работу может совершить тело, обладающее потенциальной энергией?
  • какое из названных вам тел обладает кинетической энергией?
  • какое тело обладает, по вашему мнению, и кинетической, и потенциальной энергией?

  • Демонстрации. Превращения энергии при колебаниях маятника, раскручивании пружины заводной игрушки, движении шарика по наклонному желобу вверх и вниз, движении «сегнерова колеса».
    На дом. 64.

    УРОК 55"/9". Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Исправление ошибок, допущенных в контрольной работе. Решение задач, аналогичных задачам контрольной работы.

    УРОК 56/10. Повторение темы «Работа и мощность. Энергия».

    УРОК 56'/10'. Контрольная работа N 4 «Простые механизмы. Работа и мощность».

    Основные знания и умения. Знать физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия, потенциальная и кинетическая энергия); законы и формулы (для вычисления механической работы, мощности; условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, кпд простого механизма); Уметь объяснять устройство и чертить схему простых механизмов (рычага и наклонной плоскости); решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и кпд наклонной плоскости.

    УРОКИ 57, 58. Экскурсия.

    УРОКИ 59-68. Резервное время. Повторение материала.

    НазадВперёд
    К содержанию