Примерное поурочное планирование

НазадВперёд

Примерное поурочное планирование 7 класс

ТЕМЫ

  1. Введение
  2. Первоначальные сведения о строении вещества
  3. Взаимодействие тел
  4. Давление твердых тел, жидкостей и газов
  5. Работа и мощность. Энергия

ТЕМА 4. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21 ч)

УРОК 26/1. Давление. Единицы давления.
Основное содержание учебного материала. Давление. Единицы его измерения.
Демонстрации. Опыты по рис. 82, 83 учебника. Разрезание куска пластилина тонкой проволокой при действии небольшой силы; перенос «покупки»; определение давления, которое производит на стол гиря (на ее основание наклеен лист бумаги, расчерченный на квадратные сантиметры).
На дом. 33; задачи N 2, 3 из упр. 20; задание 11 (1) на с. 70 учебника.

УРОК 27/2. Способы уменьшения и увеличения давления.
Основное содержание учебного материала. Упражнения на вычисление давления. Реальные значения давлений, встречающихся в технике ([З], с.53). Роль гусениц трактора, фундамента здания, острия колющего инструмента. Нахождение давления, которое производит человек, стоя и при ходьбе. Сравнение давлений, производимых бруском, поставленным на разные грани. Решение задач N 50, 52 из раздела «Задачи для повторения».
Демонстрации. Кинофильм «Сила давления и давление».
На дом. 34; задачи N 46-49 из раздела «Задачи для повторения»; задание 11 (2).

УРОК 27'/2'. Контрольная работа N 1 «Движение и силы».

УРОК 28/3. Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление».
Основное содержание учебного материала. Причины возникновения давления газа. Зависимость давления данной массы газа от объема и температуры. Нахождение силы давления по давлению и площади. Решение задач N 299, 301, 304 из [4] и задач типа:

  • зависит ли плотность данного вещества от массы исследуемого тела?
  • как определить плотность жидкости? составить план проведения опыта;
  • чему примерно равна масса данного деревянного бруска? Проверить ответ с помощью весов;
  • как без микрометра определить толщину листа алюминиевой фольги?
  • кирпич лежит на доске, касаясь ее самой большой гранью. Как можно увличить давление этого кирпича на доску?
  • какое давление оказывает на грунт гранитная колонна, объем которой 6 м3, если площадь ее основания 1,5 м2?

  • Демонстрации. Опыты по рис. 87 учебника (вместо колокола воздушного насоса можно взять круглодонную колбу и воспользоваться ручным насосом, вместо детского воздушного шарика – резиновую медицинскую перчатку) и по рис. 88 учебника (можно использовать трубку от прибора «Шар Паскаля»). Изменение давления газа при нагревании (см. [9], с. 48, рис. 1).
    На дом. 35; задача N 51 из раздела «Задачи для повторения».

    УРОК 29/4. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.
    Основное содержание учебного материала. Различие между твердыми телами, жидкостями и газами. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля. (За 25-30 мин до конца урока проводится контрольная работа.) Демонстрации и опыты (см. [9], с. 48, рис. 2).
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 1.15.1. Закон Паскаля
    На дом. 36; 4 (с. 152, 153 учебника) – по желанию; задачи N 1, 2 из упр. 22, N 54 из раздела «Задачи для повторения».

    УРОК 30/5. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
    Основное содержание учебного материала. Наличие давления внутри жидкости; его возрастание с глубиной погружения. Одинаковость давления жидкости на одном и том же уровне по всем направлениям. Правило расчета давления жидкости. Решение задач N 1, 2 из упр. 23.
    Демонстрации. Горизонтальность свободной поверхности жидкости (см.[9], с. 49, рис. 3). Опыты по рис. 95-99, 104 учебника. Переливание из узкого сосуда в широкий (выяснить, изменяются ли при этом вес жидкости и производимое ею давление). Погружение в сосуд с водой гири, подвешенной на нити и не касающейся дна и стенок сосуда (определить, как изменится давление воды на дно).
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 1.15.2. Зависимость давления от высоты столба жидкости
    На дом. 37, 38; задачи N 55, 56 из раздела «Задачи для повторения»; 4 (с. 152-155 учебника) – по желанию.

    УРОК 31/6. Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Решение задач типа:

  • в два одинаковых сосуда, наполненных водой до одного и того же уровня, опускают на нитях алюминиевый и свинцовый грузики одной и той же массы так, что они не касаются дна. Сравнить давление на днища этих сосудов;
  • какое давление на дно сосуда оказывает слой керосина высотой 0,5 м?
  • шлюз шириной 10 м заполнен водой на глубину 5 м. С какой силой вода давит на ворота шлюза? (Указание: найти среднее значение давления);
  • каково давление воды на дно сосуда, если высота ее уровня 8 см?
  • в цистерне, заполненной нефтью, на глубине 4 м поставлен кран, площадь которого 30 см2. С какой силой нефть давит на кран?
  • Самостоятельная работа – выполнение задания V1.27-8 из [5].
    На дом. 37, 38 (повторить); 5 (с. 154, 155 учебника) – по желанию.

    УРОК 32/7. Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов.
    Основное содержание учебного материала. Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Примеры сообщающихся сосудов. Устройство и действие шлюза, водопровода, водомерного стекла. Самостоятельное решение задачи N 2 из упр. 24 и задания 14 (2) (на с. 82 учебника).
    Демонстрации. Опыты по рис. 4 (горизонтальную линию можно обозначить натянутым шнуром). Самодельное водомерное стекло (см. [9], с. 50, рис. 5), фонтан (см. [9], рис. 6). Таблицы, иллюстрирующие устройство шлюзов и водопровода.
    На дом. 39; задачи N 1 из упр. 24, N 57 из раздела «Задачи на повторение».

    III четверть

    УРОК 33/8. Вес воздуха. Атмосферное давление.
    Основное содержание учебного материала. Атмосферное давление. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления.
    Демонстрации. Опыты по рис. 114-116, 119, 117 учебника (в последнем опыте удобно воспользоваться демонстрационной пипеткой).
    На дом. 40, 41; упр. 25, 26.

    УРОК 34/9. Измерение атмосферного давления.
    Основное содержание учебного материала. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Вычисление атмосферного давления (в Паскалях). Расчет силы, с которой атмосфера давит на поверхность тела (стола, тетради и др.).
    Демонстрации. Опыт по рис. 123 учебника и опыт 52 [1]. Действие вантуза и присоски.
    На дом. 42; п.7 (с. 156) – по желанию; задачи N 60, 63 из раздела «Задачи для повторения»; задача N 1 из упр. 27.

    УРОК 35/10. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.
    Основное содержание учебного материала. Барометр-анероид. Использование его при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах. Высотомер. Решение задачи N 66 из раздела «Задачи для повторения» и VI.31-9 из [5].
    Демонстрации. Барометр-анероид; таблица «Схема устройства барометра». Изменение показаний барометра, помещенного под колокол воздушного насоса, при выкачивании воздуха.
    На дом. 43, 44; упр. 28; задачи N 1-3 из упр. 29; задание 17, с.90.

    УРОК 36/11. Манометры. Поршневой жидкостный насос.
    Основное содержание учебного материала. Устройство и действие открытого жидкостного и металлического, манометров. Решение задач типа N 56-66 из раздела «Задачи для повторения». Обсуждение (с целью повторения) таких вопросов:

  • в сосуд с водой поочередно опускают на нитке две гири одинаковой массы – фарфоровую и чугунную. В каком случае давление на дно будет больше?
  • массы воды в сосудах, изображенных на рис. 7 (см.[9], с.51), равны. Одинаковые ли давления производит вода на днища этих сосудов?
  • устройство и действие всасывающего жидкостного насоса (за 25-30 мин до конца урока проводится контрольная работа).

  • Демонстрации. Опыты по рис. 126 и 127 учебника. Металлический манометр. Действующая модель насоса (в проекции).
    На дом. 45, 46, 36 (повторить); задачи N 4 из упр. 29, N 1, 3 из упр. 30; N 65 из раздела «Задачи для повторения».

    УРОК 36'/11'. Гидравлический пресс.
    Основное содержание учебного материала. Принцип действия гидравлического пресса.
    Демонстрации. Действие модели гидравлического пресса.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 1.15.4. Пример сообщающихся сосудов. В правом сосуде поверхность жидкости свободна.
    • Модель 1.17. Гидравлическая машина.
    • Рисунок 1.15.5. Гидравлическая машина
    На дом. 47; задачи N 1, 2 из упр. 31.

    УРОК 37/12. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
    Основное содержание учебного материала. Причины возникновения выталкивающей силы.
    Демонстрации. Опыты по рис. 137 и 138 учебника.
    На дом. 48; задача N 58 из раздела «Задачи для повторения».

    Урок 37'/12'. Контрольная работа N 2 «Давление жидкостей и газов».
    Методическое указание. Если в четверти (полугодии) рекомендуются две (три) и более контрольные работы, то учитель вправе (по желанию) объединить их. Например, данную работу можно совместить с работой 45/20 (см. ниже).

    УРОК 38/13. Архимедова сила.
    Основное содержание учебного материала. Вывод правила для вычисления архимедовой силы. Решение задач типа N 74 из раздела «Задачи для повторения».
    Демонстрации. Опыт по рис.139 учебника.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 1.15.3. Архимедова сила.
    На дом. 49; п.8 (с. 159 учебника) – по желанию; задачи N 1-3 из упр. 32.

    УРОК 39/14. Лабораторная работа N 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» (проводится по описанию в учебнике; по окончании работы полезно решить задачу такого типа: «Какую силу нужно приложить, чтобы удержать в воде камень массой 500 кг и объемом 0,2 м3?»).
    На дом. Задачи Ns 67, 68 из раздела «Задачи для повторения» И N 4 из упр. 32.

    УРОК 40/15. Плавание тел.
    Основное содержание учебного материала. Условия, при которых тело в жидкости тонет, всплывает и плавает.
    Демонстрации. Опыты по рис. 142 учебника. Плавание тел (парафин плавает в воде, но тонет в керосине; сырая картофелина плавает в соленой воде, но тонет в пресной). Опыт 69 [1].
    На дом. 50; задачи N 1, 4, 5 из упр. 33.

    УРОК 41/16. Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Анализ следующих вопросов:

  • что легче удержать в воде – брусок железа массой 1 кг или кусок гранита такой же массы?
  • одинаковая ли сила потребуется, чтобы удержать камень в воде и в керосине?
  • тело положили на дно сосуда с водой так, что вода под него не подтекает; будет ли на это тело действовать выталкивающая сила?
  • Решение задач типа Vl.36-10, Vl.36-11, VI.36-13 из [5] и таких:
  • гранитная глыба массой 1300 кг и объемом 0,5 м3 погружена в воду. Чему равна действующая на нее выталкивающая сила? Какую силу нужно приложить, чтобы удержать глыбу в воде? в воздухе?
  • объем бетонного куба 0,5 м3. Какую нужно приложить силу, чтобы удержать его в воздухе? в воде?

  • Демонстрации. Опыты по рис. 8 (см.[9], с.53), их можно сопровождать постановкой проблемных вопросов.
    На дом. 49, 50 (повторить); задачи N 75 из раздела «Задачи для повторения» и N 2 из упр. 33.

    УРОК 42/17. Лабораторная работа N 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» (проводится по описанию в учебнике).
    На дом. Задачи N 3, 6 из упр. 33.

    УРОК 43/18. Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач.
    Основное содержание учебного материала. Применение условий плавания тел. Водный транспорт. Решение задач N 76, 77 из раздела «Задачи для повторения». Подъемная сила. Воздушный шар. Решение задач типа:

  • объем пробкового спасательного круга 0,02 м3. Какой груз он может удерживать на воде? – площадь льдины 8 м2, толщина 25 см. Погрузится ли она целиком в воду, если на нее встанет человек весом 600 К?
  • воздушный шар объемом 3 м3 заполнен водородом. Чему равна архимедова сила, действующая на шар в воздухе? Чему равна сила тяжести, действующая на шар вместе с оболочкой, если на его оболочку действует сила тяжести 6 Н? Груз какого веса можно поднять с помощью этого шара на небольшую высоту (т.е. какова подъемная сила этого шара)?

  • Демонстрации. Плавание коробки из фольги (показать, что скомканный кусок фольги тонет в воде). Изменение осадки модели судна при увеличении груза на нем (насыпать песок или дробь).
    На дом. 51, 52; задачи N 1, 2 из упр. 34; упр. 35.

    УРОК 44/19. Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание.
    Основное содержание учебного материала. Решение задач типа Vl.34-10, Vl.34-11, VI.35-6, V1.34-8 из [5] и таких:

  • как осуществляется погружение и всплытие подводной лодки? Объясните назначение балласта на воздушном шаре;
  • каким образом осуществляется спуск воздушного шара на землю?
  • объем ящика 0,5 м3, вес его с грузом 4000 Н. Всплывет он или утонет, если его опустить в воду?
  • масса бревна 130 кг, объем его 0,2 м3. Будет ли оно плавать в воде?

  • На дом. Вопросы на повторение тем «Атмосферное давление», «Архимедова сила» (с. 109 учебника).

    УРОК 45/20. Контрольная работа N 5 «Архимедова сила».
    На дом. Задание 21 (с. 106, 107 учебника).

    УРОК 46/21.

    Основные знания и умения.
    Знать физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление; фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля) и формулы (для расчета давления внутри жидкости, архимедовой силы).
    Уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи (в основном в одно-два действия) с применением изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, уровня.

     

    НазадВперёд
    К содержанию