Примерное поурочное планирование

НазадВперёд

Примерное поурочное планирование 7 класс

ТЕМЫ

  1. Введение
  2. Первоначальные сведения о строении вещества
  3. Взаимодействие тел
  4. Давление твердых тел, жидкостей и газов
  5. Работа и мощность. Энергия

ТЕМА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (17 ч)

УРОК 9/1. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.
Основное содержание учебного материала. Механическое движение. Траектория. Пройденный путь. Равномерное движение.
Демонстрации. Относительность движения (с использованием заводного автомобиля, указателей и «пассажира»); траектории движения шарика на шнуре и шарика, перебрасываемого из одной руки в другую; измерение пути, пройденного куском мела по доске; равномерное движение воздушного пузырька в стеклянной трубке с водой.
На дом. 13, 14; упр. 7; задание 7: измерить длину своего шага.

УРОК 10/2. Скорость. Единицы скорости.
Основное содержание учебного материала. Скорость равномерного движения. Единицы измерения скорости. Определение скорости (словесная формулировка и запись формулы). Численные значения одной и той же скорости тела, выраженной в разных единицах; примеры скоростей разных тел (анализ табл. 1, с. 34 учебника).
Демонстрации. Определение скорости движения воздушного пузырька в трубке с водой и ученика по классу (известна длина шага); решение задач N 2, 3 из упр.8.
На дом. 15; задачи N 1, 4 из упр. 8.

УРОК 11/3. Расчет пути и времени движения.
Интерактивные модели, основные иллюстрации. Вычисление пути, пройденного при равномерном движении (устно, с использованием табл. 1). Определение пути (словесная формулировка и запись формулы). Нахождение времени движения тел (на числовых примерах). Развитие умений графического решения задач. Решение задач N 1, 4 из упр. 9 и N 10 из раздела «Задачи для повторения» (с записью условия в буквенном виде).
Демонстрации. Движение заводной игрушки (определение ее средней скорости).
На дом. 16; задачи N 2, 5, 6 из упр. 9.

УРОК 12/4. Инерция.
Основное содержание учебного материала. Явление инерции. Проявление инерции в быту и технике.
Демонстрации. Движение шайбы, соприкоснувшейся с клюшкой, насаживание молотка на рукоятку.
На дом. 17; упр. 10.

УРОК 13/5. Взаимодействие тел.
Основное содержание учебного материала. Изменение скоростей тел при их взаимодействии.
Демонстрации. Взаимодействие тел (по рис. 40, 41 учебника); опыт с шаром, движущимся по направляющему желобу и ударяющимся о такой же, но неподвижный, шар.
На дом. 18; задачи N 15-17, 19 из раздела «Задачи для повторения».

УРОК 14/6. Масса тела. Единицы массы.
Основное содержание учебного материала. Масса тела. Единицы массы. Некоторые данные о массах тел ([З], с. 31, 32). Весы. Взвешивание.
Демонстрации. Гиря массой 1 г, монеты различного достоинства. Определение масс российских монет.
На дом. 19; упр. 11.

УРОК 15/7. Лабораторная работа N 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» (проводится по описанию в учебнике).
Демонстрации. Различные виды весов; взвешивание тела на демонстрационных весах (правила работы с весами).
На дом. 20; упр. 12.

УРОК 16/8. Плотность вещества.
Основное содержание учебного материала. Понятие плотности вещества. Определение плотности (словесная формулировка и запись формулы). Единицы плотности. Анализ табл. 2-4 учебника.
Демонстрации. Сравнение масс тел, имеющих одинаковые объемы (соответствующие наборы тел), демонстрация того факта, что жидкости одинаковой массы могут иметь разные объемы.
На дом. 21; повторить понятие «цена деления прибора» (с. 9, 136, 137); задачи N 22, 29 из раздела «Задачи для повторения». Ознакомиться с лабораторными работами N 4, 5, с. 139-141 учебника.

УРОК 17/9. Лабораторная работа N 4 «Измерение объема тела» (выполняется по описанию в учебнике, с которым учащиеся могут ознакомиться самостоятельно; в конце урока полезно сравнить результаты измерения объемов одинаковых тел, например роликов).
Методическое указание. Этот урок целесообразно объединить с последующим в один. Нормирование задания на дом определяется по усмотрению самого учителя.
На дом. Задачи N 1, 4, 5 из упр. 13; составить план выполнения лабораторной работы по определению плотности тела произвольной формы (устно).

УРОК 17'/9'. Лабораторная работа N 5 «Определение плотности твердого тела» (проводится по описанию в учебнике; после выполнения работы полезно вычислить среднее значение плотности исследуемого вещества по результатам измерений, проведенных несколькими учениками, и сравнить полученное каждым из них значение плотности со средним).
На дом. 21 (повторить); задачи N 23 из раздела «Задачи для повторения» и N 2, 3 из упр. 13.

УРОК 18/10. Расчет массы и объема тела по его плотности.
Основное содержание учебного материала. Вычисление массы тела по плотности и объему. Формула для нахождения массы, формулировка правила нахождения массы. Решение задач на нахождение объема тела по массе и плотности. Отработка вопросов (с. 48 «Повторение темы»).
Демонстрации. Измерение объема деревянного бруска и вычисление его массы на основе данных табл. 2 учебника; проверка полученного результата при помощи весов.
На дом. 22; задачи N1, 2 из упр. 14.

УРОК 19/11. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. В начале или конце этого или следующего урока можно дать короткую самостоятельную или контрольную работу на 15-20 мин по материалу: «Инерция» «Масса тела», «Плотность вещества». Решение задач типа:

  • найдите массу 5 л воды (масла);
  • определите массу оконного стекла длиной 3 м, высотой 2,5 м и толщиной 0,6 см;
  • найдите, какой объем занимает керосин массой 400 г;
  • определите плотность данной вам жидкости при помощи мензурки и весов.

  • На дом. Качественные вопросы и задачи по усмотрению учителя.

    II четверть

    УРОК 20/12. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.
    Основное содержание учебного материала. Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила - причина изменения скорости движения. Сила – физическая величина. Наличие тяготения между всеми телами. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы. Анализ и разбор ошибок, допущенных учащимися при выполнении самостоятельной (контрольной) работы.
    Демонстрации. Опыты по рис. 55, 56 учебника. Падение шарика (в сосуд с песком). Движение тела, брошенного горизонтально.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 1.11.1. Вес тела и сила тяжести
    На дом. 23, 24; задачи N 26, 32, 33 из раздела «Задачи для повторения».

    УРОК 21/13. Сила упругости. Вес тела. Единицы силы.
    Основное содержание учебного материала. Возникновение силы упругости. Опытное подтверждение. Единица силы – ньютон (1 Н). Формула для определения силы тяжести по массе тела. Вес и сила тяжести.
    Демонстрации. Опыт по рис. 62 учебника; демонстрация гирь массой 100 г и 1 кг (имеющих вес –1 Н и –10 Н).
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 1.7.6. Измерение силы по растяжению пружины.
    • Рисунок 1.12.1. Деформация растяжения
    На дом. 25, 26; упр. 15, 16; 2, 3 из раздела «Материал для дополнительного чтения» (по желанию).

    УРОК 22/14. Динамометр. Лабораторная работа N 6 «Градирование пружины и измерение сил динамометром» (проводится по описанию в учебнике).
    Основное содержание учебного материала. Устройство и действие динамометра. Формирование навыков измерения им сил. Градуирование демонстрационного динамометра; измерение силы, необходимой для подъема, передвижения, опрокидывания какого-либо предмета. Демонстрация других типов динамометров; измерение динамометром мускульного усилия.
    На дом. 27; задачи N1, 2, 5 из упр. 17.

    УРОК 23/15. Графическое изображение силы. Сложение сил.
    Основное содержание учебного материала. Сила – векторная величина. Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Решение задач N 36-38 из раздела «Задачи для повторения».
    Демонстрации. Определение массы тела на рычажных весах и веса этого тела динамометром (при опросе). Опыты по рис. 70 и 72 учебника.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 1.14.1. Равновесие твердого тела под действием трех сил. При вычислении равнодействующей все силы приведены к одной точке C.
    • Рисунок 1.14.6. Падающая Пизанская башня.
    На дом. 28, 29; задачи N1, 3 из упр. 18 и N 1, 3 из упр.19.

    УРОК 24/16. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
    Основное содержание учебного материала. Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя. Роль трения в технике.
    Демонстрации. Измерение силы трения при движении бруска по столу. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела (можно провести в виде экспериментальной задачи). Способы увеличения (уменьшения) трения. Подшипники.
    Интерактивные модели, основные иллюстрации.

    • Рисунок 1.13.1. Сила трения покоя;
    • Рисунок 1.13.3. Силы трения при скольжении
    На дом. 30,31; задачи N 39-42 из раздела «Задачи для повторения».

    УРОК 25/17. Решение задач (плотность, вес, графическое изображение сил, виды сил). Основное содержание учебного материала. Решение задач типа N 27, 33, 35, 45 из раздела «Задачи для повторения».
    На дом. Задание на повторение темы «Взаимодействие тел» (с. 65 учебника).

    Основные знания и умения.
    Знать физические явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила, давление); формулировки законов и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела).
    Уметь решать задачи (в основном в одно-два действия) с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела); читать и строить графики зависимости скорости движения тела от времени; рисовать схему весов и динамометра; объяснять устройство и действие подшипников; измерять массу тела на рычажных весах, силу – динамометром, объем тела – с помощью мензурки; определять плотность твердого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов.

     

    НазадВперёд
    К содержанию