о портале регистрация форум

ПОИСК

ПРЕДМЕТЫ

МАТЕМАТИКА    
ХИМИЯ    
БИОЛОГИЯ    
ФИЗИКА    

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫСШЕЕ    
ОБЩЕЕ    

ТИП РЕСУРСА

БД, энциклопедии, словари и справочники
Задачники и тесты
Методические материалы
Лабораторный практикум
Тренажеры и компьютерные модели
Наглядные пособия
Хрестоматии, учебники и тексты лекций

АУДИТОРИЯ

УЧАЩИЙСЯ    
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ    


МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ОЛИМПИАДЫ И ТЕСТЫ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ   

 
Методические рекомендации (11 класс)
НазадВперёд Астрономические наблюдения под руководством учителя.
(4 часа во внеурочное время)

Для успешного решения стоящих перед курсом астрономии задач необходимо использовать разнообразные методические приемы, увеличить долю самостоятельной работы учащихся, усилить наглядность обучения, в первую очередь за счет астрономических наблюдений. Примерные сроки их проведения непосредственно указаны в планировании с учетом того, что каждое из них должно решать свои конкретные задачи. Например, первое опирается на уже сформированные умения учащихся пользоваться ПКЗН, знания созвездий, небесных координат и т.д.

Могут быть и другие подходы, наиболее эффективным явилось бы проведение астрономических наблюдений еще в Х классе весной или летом, накануне изучения астрономии – методический подход в этом случае был бы иным, но конечный результат тот же.

1. Общее знакомство со звездным небом

Целью этого вечернего занятия является: ознакомление учащихся с некоторыми созвездиями и наиболее яркими звездами; наблюдение суточного движения звездного неба; определение сторон света по Полярной звезде; понятие об угловых измерениях и координатах звезд; оценка светимостей нескольких звезд.

Учащихся целесообразно заранее разбить на группы по пять-семь человек, выбрать или назначить бригадиров групп из тех, кто особенно интересуется астрономией, которые могут оказать непосредственно помощь учителю в организации и проведении наблюдений. С примерным планом наблюдений класс знакомится заранее, внутри группы каждый ученик знает свою очередность или имеет индивидуальное поручение.

Примерный план наблюдений

  1. Ориентировка на небе по подвижной карте, отыскание наиболее ярких созвездий и Полярной звезды, определение по ней сторон горизонта (15 мин.).
  2. Наблюдение Полярной звезды в телескоп (бинокль), после чего он остается наведенным на объект (5 мин.).
  3. Наблюдение суточного вращения неба невооруженным глазом (5 мин.) или в телескоп по 2–3 звездам в различных областях неба (10 мин.).
  4. Изучение контуров основных созвездий и их расположения относительно горизонта. Оценка яркости 2–3 звезд (10 мин.).
  5. Повторное наблюдение Полярной звезды в телескоп (5 мин.).
  6. Демонстрация в телескоп участка Млечного Пути (10 мин.) или показ положения планет (если они видны).

2. Наблюдение Луны и планет в телескоп 1 (бинокль)

Целью этого занятия является: умение практически использовать подвижную карту звездного неба; изучение поверхности Луны и ее движения относительно звезд, наблюдение планет, спутников Юпитера.

Указание: наблюдение проводить, когда Луна будет в первой четверти.

Примерный план наблюдений

  1. Ориентировка на звездном небе по подвижной карте и определение положения Луны относительно звезд (20 мин.).
  2. Показ положения планет и демонстрация в телескоп (бинокль) планет и Луны (20 мин.).
  3. Повторное определение положения Луны относительно звезд (10 мин.).

3. Наблюдение Солнца в телескоп

При организации этого занятия учитель должен помнить о предосторожностях. Поток света от Солнца настолько велик, что часть объектива нужно обязательно закрыть, для этого на него надевается диафрагма с отверстием 1/3 диаметра объектива. Ни в коем случае нельзя смотреть в телескоп на Солнце без специального солнечного светофильтра (самодельные светофильтры недопустимы!). Если нет специального солнечного светофильтра, то наблюдать Солнце следует только на экране (солнечный экран обычно прилагается к школьному телескопу, но его можно изготовить и своими силами, см. Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии. М.: Наука, 1971).

Цель занятия: наблюдение полного диска Солнца, потемнения его к краю, фотосферных пятен и их групп, желательно выполнение зарисовок Солнца, составление краткого плана рассказа увиденного с использованием теоретических сведений о температуре, магнитном поле, размерах (угловых и линейных) видимых образований.

Примерный план наблюдений

  1. Наблюдение полного диска Солнца на экране сначала при малом увеличении (объяснение потемнения диска к краю).
  2. Зарисовка Солнца. Повторное наблюдение пятен и их зарисовка через 1,5–2 мин. (определение направления суточной параллели).
  3. Наблюдение Солнца с небольшим имеющимся увеличением, наведение на наиболее интересную группу пятен, ее подробное рассмотрение и зарисовка.

4. Наблюдение звездных скоплений, туманностей и галактик

Цель занятия: использовав школьный астрономический календарь и подвижную карту звездного неба, провести визуальное и с помощью телескопа (бинокля) наблюдение конкретных астрономических объектов (лучше заранее распределить их по бригадам учащихся); подготовка учащихся к последующим самостоятельным наблюдениям.

Указание: наблюдение проводить в безлунную ночь.

Примерный план наблюдений

  1. Ориентировка на звездном небе по подвижной карте, изучение контуров основных созвездий (10 мин.). Показ положения планет и демонстрация в телескоп планет (30 мин.).
  2. Демонстрация в телескоп двойных звезд, звездных скоплений и туманностей (20 мин.).
  3. Работа по индивидуальным планам бригад. (Не следует стремиться к наблюдению в телескоп большого числа объектов. Некоторые из них можно наблюдать невооруженным глазом. Форма этого занятия во многом зависит от того набора объектов, которые хорошо или хотя бы удовлетворительно видны в выбранный для наблюдений вечер.)

1 Изучение телескопа как основного астрономического прибора будет значительно позже, в связи с этим при подготовке первого наблюдения учащиеся должны быть кратко ознакомлены с правилами его использования.
Назад
К содержанию