Методические рекомендации (11 класс)
НазадВперёд 2. Движение небесных тел (5 часов)

В результате изучения темы учащиеся должны

  • знать:
    1. Значение гелиоцентризма.
    2. Способы определения расстояний до тел Солнечной системы.
    3. Приближенные значения астрономической единицы, расстояние от Земли до Луны и планет от Солнца.
    4. Формулировку и границы применимости законов Кеплера.
  • уметь:
    1. Вычислять линейные размеры небесных тел по известным угловым размерам и расстоянию.
    2. Использовать I и II законы Кеплера.

7/1. Солнечная система

Геоцентрическая система мира. Гелиоцентризм Н.Коперника – революционный переворот в науке и мировоззрении. Вклад ученых (Дж.Бруно, Г.Галилей, М.Ломоносов). Сведения о телах, входящих в состав Солнечной системы, их основные закономерности.

Демонстрации с компьютерного диска «Открытая астрономия» Межпредметные связи, повторение Домашнее задание Дополнительная литература
Учебник 1 Учебник 2
1 2 3 4 5
4.1.1. Планеты и их спутники
Модель 4.1. Солнечная система
4.1.2. Вращение солнечной системы
Модель 4.1. Солнечная система.
1.3.3. Видимое движение планет
Модель 1.8. Видимое движение планет
Представления о Земле в древнем мире (Эратосфен, карта Птолемея), в средние века (глобус Бехайма, кругосветное путешествие Магеллана) (история, VI кл.). Солнечная система, ее состав. Планеты, метеоры, метеориты (Окружающий мир, V кл.). § 8, 9
Задание 4
7 (7.1–7.2)
7.3 (2, 3)
С. 55–56, 241–245, 257–260

Ав. 507–512

8/1. Законы Кеплера

Конфигурации и условия видимости планет. Узловые вопросы урока: Внутренние и внешние планеты. Соединения и противостояния. Синодический период обращения планеты, его вычисление для внутренней и внешней планеты. Законы движения планет и искусственных тел. Разбор задач с. 38, упр. 7 (2), упр. 8 (2).

1 2 3 4 5
3.1.3. Законы Кеплера
Модель 3.3. Законы Кеплера
Планеты (Окружающий мир, V кл.). Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Период и частота. Движение ИСЗ. Расчет первой космической скорости (физика, IX кл.). Эллипс как проекция окружности, построение овала. Радианная и градусная меры угла (алгебра, Х кл.). Длина окружности, площадь круга (математика VI кл.). § 10, 11
упр. 7 (1, 3)
упр. 8 (1, 3)
8 (8.1, 8.2, 8.4, 8.5)
8.6 (2, 3) 8.7 (2, 3)
С. 127, 137–138, 111–115, 120–122

Ав. 100, 102–103, 245

9/3. Закон всемирного тяготения и его следствия

Космические скорости: круговая, параболическая, гиперболическая. Формы орбит. Возмущения в движении планет. Открытие Нептуна. Теория приливов. Масса и плотность Земли. Определение масс небесных тел, третий уточненный закон Кеплера.

1 2 3 4 5
3.1.1. Закон всемирного тяготения
Модель 3.1. Гравитация внутри Земли
3.1.2. Механическая энергия в гравитационном поле
3.1.2.1. Конические сечения
Закон всемирного тяготения. Сила тяжести, масса, сложение сил (физика, IX кл.). Гидросфера (география, VI кл.). § 13
упр. 12 (2)
упр. 13
9 (9.1–9.2)
9.3 (2), 9.4 (2, 3)
С. 74–75, 205–206, 217–218, 304–305

10/4. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

Среднее расстояние от Земли до Солнца. Метод радиолокации. Геометрический способ определения расстояний, параллактическое смещение. Размер и форма Земли, градусные измерения в геодезии. Параллакс, определение размеров светил.

1 2 3 4 5
4.1.3. Современная космогония
Модель 4.2. Эволюция Солнечной системы
Градусная и радианная мера угла, смежные и вертикальные углы, шар и сфера, подобие треугольников, синус малых углов (математика, V, VII, X, XI кл.). Расстояние от Земли до Солнца и Луны. Сравнительные величины Солнца, Земли и Луны (Окружающий мир, V кл.) Скорость распространения электромагнитных волн. Метод радиолокации (физика, ХI кл.) § 12
упр. 10 (2)
упр. 11 (5)
Задание 5
10 (10.1–10.2)
10.3 (1, 2)
10.4 (2, 3)
С. 207–208

11/5. Космические исследования

Орбиты космических аппаратов. Решение задач из упражнений разделов II, III.

1 2 3 4 5
3.1.3. Законы Кеплера
Модель 3.3. Законы Кеплера
3.1.2. Механическая энергия в гравитационном поле
    11 (11.1–11.2), 11.3 (2, 3)
11.4 (1)
 
НазадВперёд
К содержанию