Методические рекомендации (11 класс)
НазадВперёд I. Практические основы астрономии (5 часов)

В результате изучения темы учащиеся должны

  • знать:
    1. Принципы определения географических координат по астрономическим наблюдениям.
    2. Причины и характер видимого движения Солнца, Луны и звезд.
    3. Причины смены фаз Луны, условия наступления солнечных и лунных затмений.
    4. Яркие звезды летних и зимних созвездий: Альтаир, Вега, Денеб, Альдебаран, Бетельгейзе, Сириус.
  • уметь:
    1. Находить на небе Полярную звезду и примерно определять по ней географическую широту места наблюдения.
    2. Находить на небе созвездия Большой и Малой Медведицы и 2–3 созвездия, хорошо видимые в данной местности.
    3. Использовать звездную карту для выполнения следующих практических заданий:
      • считывать координаты звезд,
      • определять положение Солнца на любую дату,
      • по заданным координатам указывать положение объекта.
    4. Устанавливать подвижную карту на любую дату и время суток, определять по ней условия видимости светил.
    5. Решать задачи, используя соотношение, связывающее высоту светила в кульминации с его склонением и географической широтой места наблюдения.

2/1. Небесная сфера.

Созвездия. Различие звезд по яркости (светимости), цвету. Звездная величина. Видимое суточное движение звезд. Небесная сфера, ее основные точки, линии, плоскости. Звездная карта. Экваториальная система координат.

Демонстрации с компьютерного диска «Открытая астрономия» Межпредметные связи, повторение Домашнее задание Дополнительная литература
Учебник 1 Учебник 2
1 2 3 4 5
Демонстрационная подвижная карта звездного неба – планетарий

1.1.3. Небесная сфера
1.1.4. Вращение Земли
1.1.5. Основные линии небесной сферы

1.2.1. Границы на небе
1.2.2. Зодиакальные созвездия
1.2.3. Звездное небо над нами
Звезды. Созвездия. Полярная звезда, созвездия Большой медведицы и Малой Медведицы. Горизонт, плоскость горизонта, стороны горизонта (Окружающий мир V кл.). Меридианы и параллели, ориентирование с их помощью по карте. Различие в изображении на глобусе и карте. Географические координаты (география VI кл.). § 3 упр. 1 (1–3) Зад. 1 2 (2.1–2.4)
2.5 (2, 3)
2.6
С. 85–87, 91–93, 247–250

Ав. 246–264

Первое вечернее наблюдение

3/2. Определение географической широты по астрономическим наблюдениям.

Высота полюса мира над горизонтом. Суточное движение светил на различных широтах: восходящие, невосходящие, заходящие, незаходящие звезды и созвездия. Примеры кульминации. Истинный полдень, истинная полночь. Высота светила в кульминации. Разбор задачи: на с. 18–19 1-го учебника, упр. 3 (2, 4).

1 2 3 4 5
Модель 1.2. Небесная сфера
Модель 1.3. Небесные координаты
1.1.6. Экваториальные координаты
Ориентирование на местности. Суточное движение Земли (окружающий мир, V кл.). Градусная мера угла, транспортир. Построение углов заданной величины (математика, V кл.). § 3 упр. 1 (1–3) Задание 1 3 (3.1–3.5)
3.6 (3, 4)
3.7 (3)
С. 152, 186–193

Ав. 235–238

Второе вечернее наблюдение

4/3. Видимое движение Солнца и Луны.

Видимые движения Солнца, Луны, звезд, планет. Причины "запаздывания" кульминаций. Эклиптика. Солнцестояния и равноденствия. Зодиакальные созвездия. Собственное движение Земли, Луны, планет.

1 2 3 4 5
1.1.7. Суточное движение светил
Компьютерная лабораторная работа "Изучение видимого годичного движения Солнца"
Модель 1.4. Суточное движение светил
Модель 1.5. Суточный путь Солнца
1.2.2. Зодиакальные созвездия
Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли (Окружающий мир, V кл.). Природно- климатические закономерности (география, VI кл.). Движение по окружности. Период и частота (физика, IX кл.) § 5, упр. 4 (2) Задание 3 4 (4.1–4.3)
4.5 (2, 7, 8, 9)
4.6 (1)
С. 105

Ав. 246–267

5/4. Движение Луны, солнечные и лунные затмения.

Фазы Луны, причины и периодичность их смены. Звездный период обращения Луны. Синодический месяц. Лунные затмения. Закономерности наступления затмений. Полное и частное затмение.

1 2 3 4 5
1.3.2. Фазы Луны
Модель 1.7. Фазы Луны
1.3.4. Солнечные затмения
Модель 1.9. Солнечное затмение
1.3.4.1. Причины солнечных затмений
Модель 1.10. Причины затмений
1.3.5. Лунные затмения
1.3.5.1. Предсказание затмений
Модель 1.11. Лунное затмение
Луна – спутник Земли. Вращение Луны вокруг своей оси и вокруг Земли. Расстояние от Земли до Луны и Солнца (Окружающий мир, V кл.). Объяснение солнечного и лунного затмений (физика, VIII кл.). § 6, упр. 5 (2)
6 (1, 3, 5)
5 (5.1–5.2)
5.3 (1, 2, 4)
С. 81–83

Ав.294–296

6/5. Время и календарь.

Средняя длительность солнечных суток. Службы Солнца и точного времени. Применение астрономии в картографии и навигации. Солнечный год. Счет времени по старому и новому стилю (юлианский, григорианский календари). Проверочная работа N 1 проводится в конце урока.

1 2 3 4 5
1.1.1. Измерение времени
1.1.2. Календарь
Модель 1.1. Часовые пояса Земли
Модель 1.6. Времена года
Географические координаты. Счет времени. Способы ориентирования. Картографическая проекция (география VI–VIII кл.). Колебательное движение (физика, IX кл.). § 7 6 (6.1–6.3)
6.5 (2, 3, 6)
6.6 (1, 3)
С. 106–110, 116–118, 128–129, 172–173, 245, 260–262

Ав. 296–310
НазадВперёд
К содержанию