Методические рекомендации (5 класс)
Назад Организация защиты проектов.

Безусловно, никакая компьютерная анимация не сможет заменить настоящих астрономических наблюдений, которые рекомендуется провести в 5 классах, занимающихся по программе Плешакова А.А., Сонина Н.И. "Природоведение-5". А вот соединить эти наблюдения не только возможно, но и полезно для организации развития познавательной самостоятельности учащихся.

Одним из вариантов организации практических астрономических наблюдений является метод проектов, в основе которого лежит исследовательский подход. В классе организуется несколько творческих групп, которым предлагается разработать и осуществить, а затем защитить проект, например "Определение времени по наблюдению созвездия Большая Медведица. Таким образом, меняется подход к организации практических занятий – наблюдать не ради наблюдения, а для решения практически значимой проблемы. Одной из поисковых групп поручают провести компьютерное наблюдение за созвездием Большая Медведица". В списке моделей надо воспользоваться компьютерной моделью 1.4 "Суточное движение светил", в которой схематически изображено звездное небо в районе северного полюса мира, При нажатии на кнопку "Старт" околополярные созвездия начинают вращаться вокруг Полярной звезды.

Поиск

1. Определение цели проекта и конкретизация необходимых действий для её достижения.
2. Определение источников и способов сбора информации. Распределение ролей.
3. Поиск и изучение информации по проблеме.

  • Первая группа – практические наблюдения.
  • Вторая группа – изучение в учебной и научно-популярной литературе.
  • Третья группа – наблюдение и зарисовка изменения положения созвездия Большая Медведица в компьютерной модели мультимедийного курса "Открытая астрономия".
  • Четвертая группа – информация о созвездии по курсу электронного учебника в "Открытой астрономии".
  • Все группы работают с подвижной картой звездного неба.
4. Обмен информацией. Обсуждение и анализ исходного материала.
5. Выдвижение гипотез решения проблемы. Прогноз результатов исследования.
6. Выбор способа решения проблемы. Распределение ролей.
7. Далее исследование идет параллельно в двух направлениях: реальные наблюдения и компьютерное моделирование.

1. Периодические наблюдения.
2. Выполнение чертежей, зарисовок.
3. Сопоставление ожидаемых результатов с реальными наблюдениями.
4. Корректировка направления дальнейших наблюдений.
5. Повторные наблюдения.
6. Анализ результатов наблюдений.
7. Обобщение полученного материала.

1. Выбор программы.
2. Выбор модели. Настройка параметров.
3. Проведение компьютерных наблюдений.
4. Проведение необходимых измерений. Фиксация результатов в виде схемы.
5. Анализ результатов. Сопоставление с ожидаемыми результатами.
6. Изменение параметров модели. Проведение повторных наблюдений.
7. Обобщение результатов

Исследование

8. Обмен информацией. Обобщение результатов компьютерного моделирования и практических наблюдений.

Презентация

9. Выбор способов представления результатов. Обсуждение сценария презентации. Распределение ролей.
10. Подготовка реферата, транспарантов, иллюстраций компьютерных моделей, фотографий, плакатов и т. д.
11. Защита проекта.
12. Обсуждение проекта. Оценка.

Все группы должны доложить результаты своих наблюдений на уроке-конференции.

Учителю в его работе с классом большую помощь окажет сетевая лицензия, при этом каждый учащийся сможет смотреть иллюстрации и изучать модели в нужном его темпе. А это очень важно для личностно ориентированного обучения.

В рамках данной работы невозможно описать все возможные применения мультимедийного курса "Открытая астрономия" при преподавании курса естествознания в 5 классе. Основное, что надо помнить, применение при преподавании "Открытой астрономии" является исключительно полезным для развития образного воображения, абстрактного и аналитического мышления, пространственных представлений.

Материал по организации проектной работы по астрономии с учащимися 5 классов предоставлен Галкиной Т. А.

Назад
К содержанию