Warning: session_start(): open(/var/tmp//sess_ot5ql06ft152mr3mddsal37e37, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in /usr/local/www/virtualhosts/en.edu.ru/current/web/cache/Eaze.Core.php on line 2135
Notice: memcache_connect(): Server localhost (tcp 11211, udp 0) failed with: Connection refused (61) in /usr/local/www/virtualhosts/en.edu.ru/current/web/cache/Eaze.Modules.php on line 353
Warning: memcache_connect(): Can't connect to localhost:11211, Connection refused (61) in /usr/local/www/virtualhosts/en.edu.ru/current/web/cache/Eaze.Modules.php on line 353
Warning: session_commit(): open(/var/tmp//sess_ot5ql06ft152mr3mddsal37e37, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in /usr/local/www/virtualhosts/en.edu.ru/current/web/cache/Eaze.Core.php on line 2196
Warning: session_commit(): Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct () in /usr/local/www/virtualhosts/en.edu.ru/current/web/cache/Eaze.Core.php on line 2196
Примерная программа дисциплины Математика и Информатика
Примерная программа дисциплины Математика и Информатика
Министерство образования Российской Федерации
Одобрена Президиумом Научно-методического совета по математике
Первый заместитель председателя
Л.Д.Кудрявцев
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования
Г.К.Шестаков
07.07.2000
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА
Для направлений:
520100 - Культурология
520200 - Теология
520300 - Филология
520400 - Философия
520500 - Лингвистика
520600 - Журналистика
520700 - Книговедение
520800 - История
520900 - Политология
521100 - Социальная работа
521300 - Регионоведение
521400 - Юриспруденция
521800 - Искусствоведение (по видам)
522400 - Религиоведение
522500 - Искусство (по видам)
522600 - Востоковедение, африканистика
522700 - Конфликтология
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для подготовки бакалавров и специалистов. На основе этой программы выпускник должен получить базовое общее высшее образование, способствующее дальнейшему развитию личности. В этой программе не следует особенно акцентироваться на будущую профессиональную деятельность, но следует создать общее видение мировоззренческого характера. Стремительная математизация и компьютеризация практически всех областей знания требует перестройки системы математического образования в высшей школе. Математическое образование следует рассматривать как важнейшую составляющую фундаментальной подготовки бакалавра и специалиста. Обусловлено это тем, что математика является не только мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, но также и элементом общей культуры.
Целью математического образования является развитие:
1.навыков математического мышления;
2.навыков использования математических методов и основ математического моделирования;
3.математической культуры у обучающегося.
Развитие математической культуры студента должно включать в себя ясное понимание необходимости математической составляющей в общей подготовке, выработку представления о роли и месте математики в современной цивилизации и в мировой культуре, умение логически мыслить, оперировать с абстрактными объектами и корректно использовать математические понятия и символы для выражения количественных и качественных отношений.
Образование бакалавра и специалиста в области математики и информатики должно основываться на фундаментальных понятиях этих наук.
Фундаментальность подготовки в области математики и информатики включает в себя достаточную общность математических понятий и конструкций, обеспечивающую широкий спектр их применимости, точность формулировок математических свойств изучаемых объектов, логическую строгость изложения математики и информатики, опирающуюся на адекватный современный математический язык.
Программа определяет общий объем знаний, а не последовательность изучения тем курса. Построение соответствующих курсов должно проводится так, чтобы у студента сложилось целостное представление об основных этапах становления современной математики и информатики и их структуре, об основных математических понятиях и методах, о роли и месте математики и информатики в различных сферах человеческой деятельности.
Студент должен иметь представление о значительном числе математических понятий, что даст ему возможность корректного применения математики и информатики в практической деятельности и позволит достаточно безболезненно повышать свою квалификацию.
Для выполнения программы необходимо предусмотреть в учебном плане:
для направления
520400 - Философия
75 часов лекций и 75 часов практических (семинарских) занятий, из которых не менее 30% времени должны проводиться с использованием ЭВМ. При этом каждому студенту необходимо проводить за компьютером не менее 1,5 часов в неделю;
для направлений
520100 - Культурология
520200 - Теология
520300 - Филология
520500 - Лингвистика
520600 - Журналистика
520700 - Книговедение
520800 - История
520900 - Политология
521100 - Социальная работа
521300 - Регионоведение
521400 - Юриспруденция
521800 - Искусствоведение (по видам)
522400 - Религиоведение
522500 - Искусство (по видам)
522600 - Востоковедение, африканистика
522700 - Конфликтология
100 часов лекций и 50 часов практических занятий (семинарских) занятий из которых не менее 30% времени должно проводиться с использованием ЭВМ. При этом каждому студенту необходимо проводить за компьютером не менее 1 часа в неделю.
1. Становление современной математики
1.1. Математика и информатика как часть общечеловеческой культуры. Взгляды на математику выдающихся деятелей прошлого и настоящего, их оценка роли и места математики, информатики и их методов в решении интеллектуальных задач из различных сфер человеческой деятельности.
1.2. Геометрия Евклида как первая (из дошедших до нас) естественно-научных теорий. Значение "Начал" Евклида для общечеловеческой культуры.
1.3. Основные этапы становления современной математики и ее структура.
2. Основные математические понятия
2.1. Основные особенности математического мышления.
2.3. Множества, числа, фигуры и образы. Отношения и отображения.
2.4. Элементы комбинаторики. Конечные и бесконечные множества. Графы.
2.5. Метод координат. Его развитие и применения.
2.6. Основные структуры на множествах.
2.7. Неевклидовы геометрии.
2.8. Основные идеи математического анализа.
2.9. Основные понятия дискретной математики.
3. Математические методы
3.1. Общая постановка задачи о принятии решения. Выбор оптимального решения, выбор не худшего решения.
3.2. Математические методы в целенаправленной деятельности. Методы оптимизации. Методы прогноза. 3.4. Математика случайного. Элементы теории вероятностей. Исчисление субъективных вероятностей. Закон больших чисел.
3.5.Основные понятия математической статистики. Статистические закономерности малых выборок.
3.6. Анализ связей и факторов. Математические методы проверки гипотез. Экспертные оценки.
3.7. Принципы построения математических моделей.
3.8. Моделирование закономерностей предметных областей средствами математической логики.
3.9. Математические модели эволюции.
4. Информатика
4.1. Понятия информации и общая характеристика процесса сбора, хранения, обработки, защиты и передачи информации.
4.2. Методологические основы информатики. Модель - алгоритм - программа.
4.3. Место компьютера в современном мире: наука, бизнес, искусство, системы связи, экономика, управление, война, досуг и т.д.
4.4. Структурная схема персонального компьютера.
4.5. Операционная система персонального компьютера.
4.6. Работас Norton Commander.
4.7. Системы Windows.
4.8. Текстовые редакторы.
4.9. Электронные таблицы.
4.10. Понятие о методах статистической обработки данных.
4.11. Базы данных.
4.12. Internet.
5. Основы информационной безопасности и защиты государственной тайны
5.1. Информационная безопасность и ее составляющие, основные виды защищаемой информации, в том числе сведений, составляющих государственную тайну.
5.2. Законодательные и иные правовые акты РФ, регулирующие правовые отношения в сфере информационной безопасности и защиты государственной тайны.
5.3. Защита от несанкционированного вмешательства в информационные процессы.
Возможная тематика курсов по выбору (элективных)
1.Роль математики в естественно-научных, инженерно-технических и гуманитарных исследованиях.
2.Методы решения интеллектуальных задач в различных сферах человеческой деятельности.
3.Математические модели и гуманитарные науки. 4. Философские проблемы современной математики и информатики.
Примерный перечень тем семинарских занятий
(для направления 520400 - Философия)
1.Аксиоматический метод.
2.Конструктивизм в математике. Примеры и контрпримеры.
3.Индукция.
4."Правдоподобные" рассуждения, приводящие к ложным результатам.
5.Парадоксы в математике.
6.Элементы, множества, отношения.
7.Отображения.
8.Конечные и бесконечные множества. Равномощные множества.