Организации участники проекта
ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ

HotLog

Rambler's Top100
КАТАЛОГ
660100 : Агрохимия и агропочвоведение; Квалификация - ученый агроном-эколог

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра Заместитель Министра сельского хозяйства образования Российской Федерации и продовольствия Российской Федерации ______________Н.К.Долгушкин ______________В.Д.Шадриков 02 февраля 2000 г. 17 03 .2000 г. Регистрационный номер 140 с/дс ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление подготовки дипломированного специалиста 660100 Агрохимия и агропочвоведение Квалификация - ученый агроном-эколог Вводится с момента утверждения Москва 2000 г. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 660100 Агрохимия и агропочвоведение 1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 686. 1.2 Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста: 310100 Агрохимия и агропочвоведение, 320400 Агроэкология. 1.3. Квалификация выпускника - ученый агроном-эколог Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки ученого агронома-эколога по направлению подготовки дипломированного специалиста 660100 Агрохимия и агропочвоведение при очной форме обучения 5 лет. 1.4. Квалификационная характеристика выпускника 1.4.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: агроландшафты, почва, растения, удобрения, химические мелиоранты, технологические процессы производства продукции растениеводства и воспроизводства плодородия почвы. 1.4.2. Виды профессиональной деятельности выпускника Выпускник по направлению 660100 Агрохимия и агропочвоведение может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: -производственно-технологическая; -организационно-управленческая; -научно-исследовательская. Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программой, разрабатываемой вузом. 1.4.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста 660100 Агрохимия и агропочвоведение в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к выполнению следующих профессиональных задач: Производственно-технологическая деятельность: -проведение почвенных, геоботанических, агрохимических и экологических обследований земель и составление почвенных и агрохимических карт и картограмм; -рациональное использование земель и факторов интенсификации земледелия; -разработка систем удобрения, воспроизводства плодородия почв и экологического равновесия агроландшафта; -реализация экологически безопасных технологий возделывания сельскохозяйственных культур. Организационно-управленческая деятельность: -организация почвенно-агрохимических и экологических обследований сельскохозяйственных угодий и принятие управленческих решений по их проведению; -организация производственных коллективов и агротехническое обеспечение технологий производства продукции растениеводства; -определение энергетической и экономической эффективности использования агроландшафтов и принятие решений по воспроизводству плодородия почв и экологического равновесия. Научно-исследовательская деятельность: - анализ агрохимического и экологического состояния агроландшафтов и пути повышения их почвенного плодородия и противоэрозионной устойчивости; -планирование и проведение почвенных, агрохимических, экологических научных исследований; -обобщение результатов научных экспериментов и формулирования выводов; 1.4.4. Квалификационные требования Для решения профессиональных задач ученый агроном-эколог: -составляет планы и маршруты проведения почвенных агрохимических и экологических обследований; -обеспечивает рациональное использование агроландшафтов и сельскохозяйственных угодий; -адаптирует экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур к конкретным условиям агроландшафта и материальному обеспечению хозяйства; -составляет системы удобрения и воспроизводства плодородия почв в севооборотах; -проводит экологическую экспертизу территории землепользования хозяйства и составляет планы ее реабилитации; -разрабатывает планы оснащения и организует работу агрохимических лабораторий; -рассчитывает нормативы материальных затрат на проведение почвенных и агрохимических обследований сельскохозяйственных земель; -осуществляет контроль за соблюдением методик анализа почв и растений и технологической дисциплины при производстве продукции растениеводства; -разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по повышению плодородия почв и урожайности сельскохозяйственных культур направленных на сокращение материальных затрат, снижение трудоемкости, повышение производительности труда; -рассчитывает экономическую эффективность применения удобрений и химических мелиорантов; -контролирует соблюдение работниками технологической и трудовой дисциплины, обеспечивает выполнение правил по охране труда, противопожарной защите и производственной санитарии; -организует учет и составление установленной отчетности, производственной деятельности коллектива; -участвует в проведении научных исследований; -изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в области почвоведения, агрохимии и экологии. Ученый агроном-эколог должен знать: -законы, указы, постановления, нормативные материалы по использованию земель сельскохозяйственного назначения; -состав, свойства. режимы и плодородие различных типов почв и их сельскохозяйственное использование; -оптимальные параметры агрохимических, агрофизических, биологических свойств почв для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур в различных климатических зонах страны; -агроэкологическую группировку почв; -основы почвенного картирования и агрохимического обследования почв; -методы почвенных и агрохимических исследований; -современные инструментальные методы анализа почв, растений и других сельскохозяйственных объектов; -основы водной, химической и фитомелиорации земель; -основы минерального питания сельскохозяйственных культур в различные периоды их роста и развития; -химический состав, свойства органических и минеральных удобрений, агромелиорантов, превращение их в почве, миграцию элементов питания и их биологический круговорот; -действие и пути поступления радионуклидов в растения, методы ликвидации радиоактивного загрязнения; -методику разработки систем удобрения в севооборотах; -методы защиты почв от водной эрозии и дефляции; -экологические аспекты применения средств химизации в земледелии; -научные основы земледелия, сорные растения, севообороты, обработку почвы, защиту растений от вредных организмов; -технологии возделывания сельскохозяйственных культур и их техническое обеспечение; -стандарты на удобрения, химические мелиоранты и растениеводческую продукцию; -основы экономики, организации труда и производства; -методы расчета экономической эффективности применения средств химизации земледелия; -методы научных исследований, планирование и проведение экспериментов; -правила и нормы охраны труда. 1.5. Возможности продолжения образования выпускника Ученый агроном-эколог, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 660100 Агрохимия и агропочвоведение подготовлен для продолжения образования в аспирантуре. 2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование. 2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании. 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 660100 Агрохимия и агропочвоведение 3.1. Основная образовательная программа подготовки ученого агронома-эколога разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. 3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки ученого агронома-эколога, к условиям ее реализации и сроках ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. 3.3. Основная образовательная программа подготовки ученого агронома-эколога состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. 3.4. Основная образовательная программа подготовки ученого агронома-эколога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин: цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины; цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации; ФТД - факультативы. 3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки ученого агронома-эколога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 660100 Агрохимия и агропочвоведение ИндексНаименование дисциплин и их основные разделыВсего часов ГСЭОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины1800 ГСЭ.Ф.00Федеральный компонент1260 ГСЭ.Ф.01Иностранный язык Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятия об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении ; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография. 340 ГСЭ.Ф.02Физическая культура Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.408 ГСЭ.Ф.03Отечественная история Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XVвв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия и мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. ГСЭ.Ф.04Культурология Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и серединные культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация. ГСЭ.Ф.05Политология Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. ГСЭ.Ф.06Правоведение Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт), трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. ГСЭ.Ф.07Психология и педагогика Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие, Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами. ГСЭ.Ф.08Русский язык и культура речи Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык м стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. ГСЭ.Ф.09Социология Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность, малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие, социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования. ГСЭ.Ф.10Философия Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Мистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. ГСЭ.Ф.11Экономика Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики. ГСЭ.Р.00Национально-региональный (вузовский) компонент270 ГСЭ.В.00Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом270 ЕНОбщие математические и естественнонаучные дисциплины1850 ЕН.Ф.00Федеральный компонент1600 ЕН.Ф.01Математика Аналитическая геометрия и линейная алгебра. Последовательности и ряды. Дифференциальное и интегральное исчисления. Векторный анализ и элементы теории поля. Гармонический анализ. Дифференциальные уравнения. Численные методы. Функции комплексного переменного. Элементы функционального анализа. Вероятность и статистика: теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных.400 ЕН.Ф.02Информатика Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ. Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации. Компьютерный практикум200 ЕН.Ф.03Физика Физические основы механики. Колебания и волны. Молекулярная физика и термодинамика. Электричество и магнетизм. Оптика. Атомная и ядерная физика. Физический практикум.200 ЕН.Ф.04Химия Химические системы: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры и олигомеры; химическая термодинамика и кинетика: энергетика химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования, колебательные реакции; реакционная способность веществ: химия и периодическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, химическая связь, комплементарность; химическая идентификация: качественный и количественный анализ, аналитический сигнал, химический анализ. Химический практикум.500 ЕН.Ф.05Экология Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области окружающей среды. 150 ЕН.Ф.06Физико-химические методы анализа Физико-химические явления и процессы в анализе, стадии физико-химического анализа, обработки результатов анализа, спектральные методы анализа, электрохимические методы анализа, хроматография.150 ЕН.Р.00Национально-региональный (вузовский) компонент150 ЕН.В.00Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом100 ОПДОбщепрофессиональные дисциплины 1980 ОПД.Ф.00Федеральный компонент1600 ОПД.Ф.01Ботаника Анатомия и морфология семенных растений, систематика растений, география и экология растений.180 ОПД.Ф.02Физиология растений Физиология и биохимия растительной клетки, фотосинтез, дыхание, водный обмен, минеральное питание растений, обмен и транспорт органических веществ, рост и развитие, приспособляемость и устойчивость, формирование качества урожая.150 ОПД.Ф.03Биохимия растений Биохимический состав растений: углеводы, липиды, аминокислоты и белки, витамины, ферменты; биоэнергетика: обмен углеводов, липидов, азотистых веществ; вещества вторичного происхождения; биохимические основы формирования качества урожая сельскохозяйственных культур.80 ОПД.Ф.04Микробиология Систематика, морфология, строение и размножение бактерий; генетика микроорганизмов; микроорганизмы и окружающая среда; взаимоотношения микроорганизмов между собой и с другими существами; метаболизм микроорганизмов; превращение микроорганизмами соединений углерода, азота, фосфора, серы, железа и других элементов; почвенные микроорганизмы; методы определения их состава и активности; понятия, принципы и концепции почвенной микробиологии и экологии; роль почвенных микроорганизмов в плодородии почвы; влияние обработки почвы и минеральных удобрений на деятельность микроорганизмов; роль микроорганизмов при получении органических удобрений; синтетические химические соединения и их детоксикация микроорганизмами; эпифитные микроорганизмы поверхности листьев, семян и зоны корня растений; микробиологические производства продуктов и биопрепаратов сельскохозяйственного назначения; микробиология кормов; микрофлора плодов и овощей; хранение и переработка плодов и овощей; микробиологические основы виноделия. 100 ОПД.Ф.05Геология с основами гидрологии Форма земли и ее размеры; химический, минеральный, петрографисческий состав земли и земной коры; экзодинамические геологические процессы: выветривание, плоскостной сток дождевых и талых снеговых вод, русловые водные потоки, подземные воды, ледники, ветер, береговая зона моря, озера и болота, литогенез; эндодинамические процессы; тектонические движения, магматизм и метаморфизм; строение земной коры: возраст горных пород, строение и эволюция земной коры; геологические, геоморфологические, гидрогеологические карты; практикум.100 ОПД.Ф.06Геодезия с основами землеустройства Геодезия: сведения о фигуре земли и системах координат, топографические планы и карты, теория ошибок измерений, геодезические измерения, геодезические сети, съемочное геодезическое обоснование, топографические съемки. Основы землеустройства: структура, задачи и организация работ, межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство, проведение работ по межеванию земель, оформление и выдача землепользователю землеустроительных документов; практикум.100 ОПД.Ф.07Агрометеорология Солнечная радиация и пути ее эффективного использования, температурный и водный режим почвы и воздуха, погода и ее прогноз, опасные для сельского хозяйства метеорологические явления и меры защиты от них, климат и его оценка, агрометеорологические наблюдения и прогнозы, использование агрометеорологической информации в практике сельскохозяйственного производства. 70 ОПД.Ф.08Земледелие Научные основы земледелия: факторы жизни растений и законы земледелия, оптимизация условий жизни сельскохозяйственных растений, воспроизводство плодородия почв в земледелии; сорные растения и меры борьбы с ними; севооборо - ты, их классификация и организация; обработка почвы и ее ресурсосберегающая направленность; защита земель от эрозии; практикум.200 ОПД.Ф.09Защита растений Морфология, анатомия и физиология насекомых; свойства популяции насекомых; внутри популяционные, внутривидовые и межвидовые отношения насекомых; неинфекционные болезни растений; основные группы возбудителей инфекционных болезней; вирусы и вироиды, бактерии микоплазмы, риккетсии и актиномицеты, , грибы; экология и динамика инфекционных болезней растений, прогноз и сигнализация; карантин растений; методы защиты: организационно-хозяйственные мероприятия, агротехнические, физические, механические, биологические, химические.220 ОПД.Ф.10Организационно-экономические и учетно-финансовые дисциплины.400 ОПД.Ф.10.01Экономика АПК Земельные и производственные фонды, трудовые ресурсы, издержки производства в АПК, экономика производства продукции растениеводства. ОПД.Ф.10.02Организация производства и предпринимательство в АПК Закономерности, принципы, формы организации производства, организация отраслей растениеводства; формы предпринимательской деятельности, бизнес-план, лизинг, коммерческая деятельность. ОПД.Ф.10.03Основы бухгалтерского учета и финансы в АПК Понятие бухгалтерского учета, основы учета денежных средств, затрат труда на производство продукции; финансы и финансовая система, кредитная система, финансы предприятия. ОПД.Ф.10.04Управление и маркетинг в АПК Методы управления, управление персоналом предприятий, качеством труда и продукции; маркетинг как система управления производственно-сбытовой деятельностью. СП.01 310100 Агрохимия и агропочвоведение СД.01Механизация сельскохозяйственного производства Общее устройство тракторов и автомобилей; сельскохозяйственные машины; эксплуатация машинно-тракторного парка; механизация животноводства; автоматизация технологических процессов сельскохозяйственного производства.180 СД.02Почвоведение Общая схема почвообразовательного процесса, формирование почвенного профиля; происхождение и состав минеральной части почвы; роль организмов в почвообразовании; происхождение, состав и свойства органической части почвы; химический состав, почвенные коллоиды, поглотительная способность, структура почв; свойства почв; плодородие почв; генезис, классификация, география и сельскохозяйственное использование почв; качественная оценка и охрана почв; практикум.300 СД.03Агрохимия Питание растений и методы его регулирования, почвы как источник питания растений; химическая мелиорация почв; азотные, фосфорные калийные, комплексные, органические и микроудобрения; технология хранения, подготовки и внесения удобрений; экология и удобрения; практикум.300 СД.04Методы почвенных и агрохимических исследований Методы почвенных исследований; элементарного и минера - логического состава, гумусового состояния, сорбционных взаимодействий, меченых атомов, миграции веществ, биогеохимического круговорота, агроэкологического мониторинга, твердой, жидкой и газовой фаз, теплофизических характеристик почв. Методы агрохимических исследований: полевой, лизиметрический, вегетационный; агрохимический анализ почвы, анализ растений, анализ удобрений. 100 СД.05Растениеводство Теоретические основы растениеводства, программирование урожаев полевых культур, семеноведение, биология полевых культур и методы их выращивания, экологически безопасные технологии.220 Технология возделывания зерновых и зерновых бобовых культур, корнеплодов, кормовых культур, многолетних и однолетних трав, масличных и эфирно-масличных культур, прядильных культур; практикум. СД.06Плодоводство и овощеводство Биологические основы плодоводства; технологии выращивания посадочного материала плодовых, ягодных растений. Биологические основы овощеводства; конструкции, обогрев и эксплуатация сооружений защищенного грунта, технология производства овощей в открытом и защищенном грунте; практикум.150 СД.07Система удобрения Методологические и теоретические основы системы удобрения; научно-практические основы разработки системы удобрений; баланс питательных элементов и органического вещества; экологическая оценка системы удобрений; практикум.80 СД.08География почв с основами картографии Классификация почв и принципы почвенно-географического районирования; классификация, диагностика, география и картография почв; практикум.150 СД.09Кормопроизводство Биологические и экологические особенности растений природных сенокосов и пастбищ, классификация природных кормовых угодий и системы их улучшения, технология производства различных видов кормов; практикум.80 СД.10Технология хранения и переработки продукции растениеводства Общие принципы хранения и консервирования сельскохозяйственных продуктов; теория и практика хранения семенного зерна, продовольственных и фуражных фондов; основы переработки зерна и маслосемян; хранение картофеля, овощей, плодов и ягод; основы переработки картофеля, овощей, плодов и ягод; практикум. 80 СД.11Стандартизация и сертификация продукции растениеводства Основные направления стандартизации видов продукции растениеводства; система стандартизации; показатели качества сельскохозяйственной продукции, применяемые в ГОСТах; формы и методы оценки качества растениеводческой продукции и сырья; роль стандартизации в управлении качеством продукции; оформление документов на заготовляемую, хранящуюся и реализуемую растениеводческую продукцию. Понятие о сертификации; обязательная сертификация; добровольная сертификация; порядок проведения сертификации продукции; схема обязательной и добровольной сертификации; документация по проведению обязательной сертификации; сертификация системы качества и производства, порядок проведения; практикум.70 СД.12Мелиорация Общие понятия о мелиорациях: орошение; осушение; культуртехнические мелиорации; экономическая эффективность мелиораций.90 СД.13Сельскохозяйственная радиология Физические и химические основы сельскохозяйственной радиологии; биологические основы радиологии; сельскохозяйственная радиобиология и радиоэкология; радиометрические, спектрометрические и радиохимические методы в сельскохозяйственной радиоэкологии; дозиметрия ионизирующих излучений и изотопно-индикаторный метод в сельскохозяйственных исследованиях.80 СД.14Основы животноводства Физиология сельскохозяйственных животных и птицы, разведение, кормление, основы технологии производства животноводческой продукции; практикум.80 СД.15Безопасность жизнедеятельности Безопасность труда на сельскохозяйственных предприятиях, параметры микроклимата производственной среды, безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях; защита сельскохозяйственного производства и основы устойчивости его работы; организация и проведение спасательных работ в чрезвычайных ситуациях; охрана труда при обследовании почв и применении удобрений.100 ДС.00Дисциплины специализации500 СП.02 320400 Агроэкология СД.01Механизация сельскохозяйственного производства Общее устройство тракторов и автомобилей; сельскохозяйственные машины; эксплуатация машинно-тракторного парка; механизация животноводства; автоматизация технологических процессов сельскохозяйственного производства.180 СД.02Почвоведение Общая схема почвообразовательного процесса, формирование почвенного профиля; происхождение и состав минераль - ной части почвы; роль организмов в почвообразовании; происхождение, состав и свойства органической части почвы; химический состав, почвенные коллоиды, поглотительная способность, структура почв; свойства почв; плодородие почв; генезис, классификация, география и сельскохозяйственное использование почв; качественная оценка и охрана почв, картография почв; практикум.250 СД.03Агрохимия Питание растений и методы его регулирования, почвы как источник питания растений; химическая мелиорация почв; азотные, фосфорные калийные, комплексные, органические и микроудобрения; технология хранения, подготовки и внесения удобрений; экология и удобрения; практикум.250 СД.04Методы почвенных и агрохимических исследований Методы почвенных исследований; элементарного и минералогического состава, гумусового состояния, сорбционных взаимодействий, меченых атомов, миграции веществ, биогеохимического круговорота, агроэкологического мониторинга, твердой, жидкой и газовой фаз, теплофизических характеристик почв. Методы агрохимических исследований: полевой, лизиметрический, вегетационный; агрохимический анализ почвы, анализ растений, анализ удобрений. 100 СД.05Растениеводство Теоретические основы растениеводства, программирование урожаев полевых культур, семеноведение, биология полевых культур и методы их выращивания, экологически безопасные технологии.220 Технология возделывания зерновых и зерновых бобовых культур, корнеплодов, кормовых культур, многолетних и однолетних трав, масличных и эфирно-масличных культур, прядильных культур; практикум. СД.06Плодоводство и овощеводство Биологические основы плодоводства; технологии выращивания посадочного материала плодовых, ягодных растений. Биологические основы овощеводства; конструкции, обогрев и эксплуатация сооружений защищенного грунта, технология производства овощей в открытом и защищенном грунте; практикум.150 СД.07Ландшафтоведение Понятие о географическом ландшафте, его морфологическая структура и компоненты; взаимосвязь ландшафтов и их классификация; тип ландшафтных территориальных структур; геохимическая сопряженность ; понятие об агроландшафтах и их виде; агроэкологическая оценка геоморфологических и литологических условий, структура почвенного покрова, климатических и почвенных условий; типология и классификация земель; пригодность агроландшафтов для возделывания сельскохозяйственных культур.80 СД.08Мелиорация Общие понятия о мелиорациях: орошение; осушение; культуртехнические мелиорации; экономическая эффективность мелиораций.80 СД.09Сельскохозяйственная экология Агроэкосистемы и их функционирование в условиях техногенеза, почвенно-биологический комплекс, устойчивость и оптимизация агроэкосистем, природоохранные и ресурсосберегающие технологии в сельском хозяйстве.90 СД.10Химия окружающей среды Химия атмосферы, литосферы и гидросферы, комплексный анализ окружающей среды, фоновое региональное и локальное загрязнение природной среды, круговорот веществ и прогноз.70 СД.11Охрана окружающей среды и региональное использование природных ресурсов Современные проблемы охраны природы; охрана атмосферного воздуха, воды, земель, недр, растительного и животного мира и их рациональное использование.80 СД.12Основы экотоксикологии Основные виды токсикантов, источники загрязнения, ПДК, действие токсикантов на животных и человека, методы предотвращения и устранения загрязнений сельскохозяйственной продукции.80 СД.13Основы сельскохозяйственной радиоэкологии Биологическое действие радиоактивных веществ, радиометрия и дозиметрия, прогноз.80 СД.14Методы экологических исследований Полевые и лабораторные исследования, мониторинг, физико-химические методы анализа, специальные методы, экологические исследования загрязнения воздушной среды.90 СД.15Экологическая экспертиза Понятие, компоненты, нормативно-правовая основа, цели, задачи, принципы, виды и типы, субъекты и объекты экологической экспертизы, эколого-экспертый процесс, финансирование и международные аспекты экологической экспертизы; экологическая экспертиза проектов адаптивно-ландшафтных систем земледелия, рекультивации земель, подсобных цехов, внутрихозяйственных водоисточников, водной- и агролесомелиорации земель; практикум70 СД.16Системный анализ и основы моделирования экосистем Понятие о системах; современное состояние системных исследований; автоматические системы управления; характеристика систем управления; модели и моделирование: физическое, математическое, аналоговое, цифровое, имитационное моделирование; методы оптимизации экосистем.90 СД.17Безопасность жизнедеятельности Безопасность труда на сельскохозяйственных предприятиях, параметры микроклимата производственной среды, безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях; защита сельскохозяйственного производства и основы устойчивости его работы; организация и проведение спасательных работ в чрезвычайных ситуациях; охрана труда в сельском хозяйстве.100 ДС.00Дисциплины специализации500 ФТД.00Факультатив450 ФТД.01Военная подготовка450 Всего теоретического обучения 8640 часов 5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 660100 Агрохимия и агропочвоведение 5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки ученого агронома-эколога при очной форме обучения составляет 260 недель, из них: - теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные 160 недель - экзаменационные сессии не менее 20 недель - практики не менее 30 недель, в том числе: учебная 16 недель, производственная 14 недель - итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы не менее 8 недель - каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) не менее 38 недель. 5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки ученого агронома-эколога по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.3 настоящего государственного образовательного стандарта. 5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. 5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. 5.5. При очно- заочной ( вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. 5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения образовательной программы не запрещена соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации. 5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. 6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 660100 Агрохимия и агропочвоведение 6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки ученого агронома-эколога 6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу и учебный план вуза для подготовки ученого агронома-эколога на основе настоящего государственного образовательного стандарта. Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. По всем дисциплинам федерального компонента и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно или зачтено). 6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право: - изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10%; - формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие четыре дисциплины: Иностранный язык (в объеме не менее 340 часов), Физическая культура (в объеме не менее 408 часов), Отечественная история, Философия. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла. Занятия по дисциплине Физическая культура при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов; - осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла; - устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально-ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации их профессиональной деятельности; - устанавливать в установленном порядке наименование специализаций, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля их освоения студентами; - реализовывать основную образовательную программу подготовки ученого агронома-эколога в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе аттестации имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет при очной форме обучения. Обучение по ускоренным программам допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием. 6.2 Требования к кадровому обеспечению учебного процесса Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности на сельскохозяйственных предприятиях. 6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса. Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной образовательной программы из расчета, обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями не менее 0,5 экземпляра на одного студента. Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины: математика, физика, химия, информатика, физико-химические методы анализа, генетика, ботаника, физиология растений, биохимия растений, микробиология, агрометеорология, землеустройство, почвоведение, земледелие, растениеводство, агрохимия, защита растений, мелиорация, химия окружающей среды, основы экотоксикологии, основы сельскохозяйственной радиоэкологии, методы агрохимических и почвенных исследований, а также дисциплины специализаций. Практические занятия должны быть предусмотрены при изучении дисциплин: механизация сельскохозяйственного производства, общая и сельскохозяйственная экология, охрана окружающей среды и региональное использование природных ресурсов, методы экологических исследований, экологическая экспертиза, системный анализ и основы моделирования экосистем, география почв, ландшафтоведение, системы удобрения, геология с основами гидрологии, геодезия с основами землеустройства, технология хранения и переработки продукции растениеводства, кормопроизводство, безопасность жизнедеятельности, организация и экономика сельского хозяйства, бухгалтерский учет, управление АПК, маркетинг. Библиотечный фонд должен содержать журналы: Агрохимический вестник, Агрохимия, Аграрная наука, Агро ХХI, Биохимия, Почвоведение, Мелиорация и водное хозяйство, Журнал общей биологии, Микробиология, Радиационная биология и радиология, Сельскохозяйственная биология, Экологический вестник России, Экология, Экология и жизнь. 6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены современными машинами и оборудованием, позволяющим изучать технологические процессы. 6.5. Требования к организации практик 6.5.1.Учебная практика Организуется в лабораториях кафедр вуза, учебных и базовых хозяйствах по общепрофессиональным дисциплинам с целью приобретения навыков распознавания дикорастущих и культурных растений, основных типов и разновидностей почв, форм и видов удобрений, оценки экологического состояния агроландшафтов; проведение технологических регулировок сельскохозяйственных машин, землеустроительных работ, научных экспериментов (лабораторных, вегетационных, лизиметрических и полевых опытов). 6.5.2. Производственная практика Организуется на сельскохозяйственных предприятиях и научно-исследовательских учреждениях и предусматривает приобретение навыков и умений по проведению почвенных и агрохимических обследований земель, приемов и способов возделывания сельскохозяйственных культур, воспроизводства почвенного плодородия, применения органических и минеральных удобрений, проведение экологического обследования агроландшафтов и экологической экспертизы. По итогам практики проводится аттестация на основании письменного отчета, оформленного в соответствии с установленными требованиями, и отзыва научного руководителя. 7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 660100 Агрохимия и агропочвоведение 7.1.Требования к профессиональной подготовленности специалиста Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.3 настоящего государственного образовательного стандарта. Ученый агроном-эколог должен знать: -анатомию, морфологию, систематику, закономерности происхождения и изменения растений; -сущность физиологических процессов, протекающих в растительном организме, закономерности роста и развития растений и формирования качества урожая; -методы регулирования продуктивности и качества урожая; -морфологию, физиологию, систематику и функционирования почвенных микроорганизмов, способы их активизации; -взаимосвязь растений в биоценозах, методы использования и сохранения растительных сообществ, экологию особей, популяций, сообществ и экосистем, сельскохозяйственную экологию; -строение и состав земли, экзо- и эндодинамические процессы, сущность геологических и геоморфологических карт; -погодные и климатические факторы, оказывающие влияние на сельскохозяйственное производство; -общую схему почвообразовательного процесса; -виды и способы мелиорации земель и особенности их использования. владеть: -навыками распознавания культурных и дикорастущих растений по морфологическим признакам; -методами анализа физиологического состояния растений; -навыками описания почвенного профиля и определения основных типов и разновидностей почв; -методами определения физиологических групп микроорганизмов; -методами определения биологической активности почвы; -методами определения содержания нитратов, остатков пестицидов и тяжелых металлов в растениях; -навыками распознавания минералов и горных пород, чтения геологических и геоморфологических карт; -способами определения основных агрометеорологических показателей. Ученый агроном-эколог по специальности 310100 Агрохимия и агропочвоведение должен знать: -классификацию почв и принципы почвенно-географического районирования; -методы определения доз удобрений и химических мелиорантов для получения планируемых урожаев сельскохозяйственных культур; -основы почвенной картографии и использования карт в сельскохозяйственном производстве; -геодезическое обеспечение и основы землеустройства территории хозяйства; -способы, сроки и технологии внесения удобрений и мелиорантов; -особенности минерального питания сельскохозяйственных культур и его влияние на качество урожая. владеть: -методами почвенно-агрохимического обследования; -методикой составления почвенных и агрохимических карт и картограмм; -методами оценки пригодности агроландшафтов для возделывания сельскохозяйственных культур; -методами воспроизводства почвенного плодородия; -навыками определения минеральных удобрений и химических мелиорантов; -методикой составления проектно-сметной документации по применению средств химизации; -методами разработки системы удобрения; -методикой составления схем севооборотов, систем обработки почвы и защиты растений; -методикой составления технологических схем возделывания сельскохозяйственных культур; -методикой планирования и проведения научных исследований; -методами расчета экономической эффективности применения химических средств в земледелии. Ученый агроном-эколог по специальности 320400 Агроэкология должен знать: -учение о биосфере: этапы развития и компоненты, экология особей, популяций, экосистем, продуктивность биоценозов и круговорот веществ; -химический состав биосферы и его изменения в результате антропогенного воздействия; -источники загрязнения окружающей среды, ПДК токсикантов, действие токсикантов на человека и животных; -воздействие агроэкосистем на компоненты биосферы, техногенные воздействия на агроэкосистемы и их последствия, основные направления предотвращения и снижения загрязнения продукции и окружающей среды; -основы охраны и рационального использования земель, воздуха, водных ресурсов, растительности и животных; -структуру и компоненты ландшафтов, их взаимосвязь, классификацию; -основы проведения экологической экспертизы; -методы экологических исследований; -действие радиоактивных веществ на растения и животных, методы предотвращения поступления и накопления радиоактивных веществ, радиометрию и дозиметрию; -основы моделирования технологических процессов и экосистем. владеть: -методами диагностики степени эродированности почв; -методами определения токсикантов в почве, растениях, продукции; -методами обследования экологического состояния агроландшафтов; -навыками анализа экологического состояния агроландшафтов по результатам обследований; -методикой разработки систем мероприятий по восстановлению загрязненных и нарушенных земель; -методикой оценки пригодности агроландшафта для соответствующего использования в сельскохозяйственном производстве; -экологической оценкой проектов систем удобрений, защиты растений, мелиорации; -методами моделирования агроэкосистем; -методами расчета экономической эффективности применения экологических мероприятий. 7.2. Требования к итоговой государственной аттестации выпускника 7.2.1. Итоговая государственная аттестация включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач. 7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе выпускника Специальность 310100 Агрохимия и агропочвоведение Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, в которой решается актуальная задача, направленная на повышение эффективности использования агроландшафтов, применения удобрений, химических мелиорантов, воспроизводства плодородия почв и оптимизацию технологий возделывания сельскохозяйственных культур. Она учитывает специализацию подготовки и выполняется на основе экспериментальных данных или по результатам анализа почвенного плодородия, систем удобрения, оценки качества проведения технологических процессов известкования и гипсования, внесения удобрений. В работе должны быть отражены вопросы ресурсосбережения, экологической и экономической эффективности. Специальность 320400 Агроэкология Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, в которой решается актуальная задача повышения экологической безопасности производства продукции растениеводства, использования агроландшафтов, применения удобрений, мелиорантов, пестицидов, защиты почв от эрозии и дефляции, воспроизводства экологического равновесия территории землепользования хозяйства. Она учитывает специализацию подготовки и выполняется на основе экспериментальных данных или по результатам анализа экологического состояния агродандшафтов, технологий воспроизводства плодородия почв, рекультивации нарушенных земель, возделывания сельскохозяйственных культур. В работе должны быть отражены вопросы ресурсосбережения, экологической и экономической эффективности. Объем выпускной квалификационной работы должен быть 50-70 страниц машинописного текста, включая разделы: обоснование темы и ее актуальности; цели, задачи и методы исследований и решения заданий; результаты эксперимента или решения; экологическая и экономическая эффективность; выводы; список использованной литературы. 7.2.3. Требования к государственному экзамену Государственный экзамен проводится для оценки теоретической подготовки выпускника к решению профессиональных задач, установленных в п.1.3 настоящего государственного образовательного стандарта. Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен, определяется вузом с учетом особенностей реализуемой образовательной программы и рекомендаций учебно-методического объединения. СОСТАВИТЕЛИ: Учебно-методическое объединение вузов по агрономическому и агроэкономическому образованию Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании совета учебно-методического объединения вузов по агрономическому и агроэкономическому образованию 22.04.99 г., протокол 9. Председатель Совета УМО А.И.Пупонин Заместитель председателя Совета УМО А.Ф.Сафонов СОГЛАСОВАНО: Зам. руководителя Департамента кадровой политики и образования Минсельхозпрода России Н.И.Юрченко Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Г.К.Шестаков Начальник отдела технического образования Е.П.Попова Сотрудник, курирующий данное направление Т.П.Алабужева
ПОИСК

 

ПАРТНЕРЫ

  

  

  

 
©2002-2009 Федеральное агентство по образованию
©2002-2009 СПбГУ ИТМО
©2002-2009 Разработка сайтов — 1ADW